“И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.” (Откр.21:10)
Прежде чем мы углубимся в исследование этих святых символов Апокалипсиса Иоанна. Прежде чем мы прикоснёмся к этой великой святыни, стоит немного поговорить о символах как таковых.
Символы окружают человека повсюду. Где есть люди, обязательно есть символы. Мы пользуемся ими постоянно. Символами мы передаём мысль. Наша устная речь состоит из звуковых символов. Человек, не посвящённый в эти символы, не понимает нашей речи. Этим свойством человеческого ума, воспользовался Бог, когда “смешал языки”:
«И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;
сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт.11:6-7)
Если же мы захотим передать нашу мысль не устно, а письменно, то мы так же воспользуемся символами: буквами, цифрами и другими знаками.
Символ – это способ передачи мысли, информации. Любой алфавит – это система символов. Само слово «алфавит» происходит от сочетания финикийских слов «алеф» и «бет». (Греки называли Финикийцами потомков Ханаана – жителей городов Тира, Сидона, Библа.) Название буквы «альфа» (А) происходит от финикийского слова «алеф» — бык (первоначальная форма этого знака напоминала голову быка); «бета» (Б) — от финикийского слова «бет» — дом (первоначально она была упрощенным рисунком плана дома).Финикийские же знаки, рисованные на пергаменте, происходили от клинописи, которая была широко распространена в городах Месопотамии. Греки усовершенствовали финикийский способ письма. Греческие знаки – буквы обозначали не слово или слог, а отдельный звук, в том числе и гласный. (У Финикийцев, знаков, обозначающих гласные звуки, не существовало). Эти 24 буквы, Греческого алфавита и легли в основу всех западноевропейских языков, в том числе и Русского.
Любой символ требует прочтения. Прочтение может быть правильным или ложным. Причиной правильного прочтения символа, является посвященность в его смысл.
Картины Апокалипсиса – это целостная система символов, несущих определённую религиозно-смысловую нагрузку.
Чтобы быть посвящённым в символы Иоанна, нужно быть одного духа с автором. Нужно быть духовным преемником Иоанна. Сам Иоанн уже не может нам объяснить свою мысль, а вот Дух Божий, некогда вдохновлявший его, жив и может посвятить нас в эти символы. Только тогда мысль Иоанна станет понятна. Только тогда символы Апокалипсиса заговорят с нами на понятном языке и откроют нам свой очень важный смысл.
может быть, они уразумеют
Именно с помощью ярких, запоминающихся символов и знаков, пророки Господни обращались к Израилю. В связи с этим я приведу в качестве примера один интересный отрывок из книги пророка Иезекииля. Бог даёт повеление пророку передать некий сигнал народу Израиля в ярких, запоминающихся знаках — символах. Этими знаками будут особенные поступки самого Иезекиилия. Своё повеление Бог сопровождает, такой фразой: “… может быть, они уразумеют, хотя они — дом мятежный” (Иез.12:3) Т.е. — “может быть они поймут, может быть они догадаются …”.
“И было ко мне слово Господне:
сын человеческий! ты живешь среди дома мятежного; у них есть глаза, чтобы видеть, а не видят; у них есть уши, чтобы слышать, а не слышат; потому что они — мятежный дом.
Ты же, сын человеческий, изготовь себе нужное для переселения, и среди дня переселяйся перед глазами их, и переселяйся с места твоего в другое место перед глазами их; может быть, они уразумеют, хотя они — дом мятежный;
и вещи твои вынеси, как вещи нужные при переселении, днем, перед глазами их, и сам выйди вечером перед глазами их, как выходят для переселения.
Перед глазами их проломай себе отверстие в стене, и вынеси через него.
Перед глазами их возьми ношу на плечо, впотьмах вынеси ее, лице твое закрой, чтобы не видеть земли; ибо Я поставил тебя знамением дому Израилеву.
И сделал я, как повелено было мне; вещи мои, как вещи нужные при переселении, вынес днем, а вечером проломал себе рукою отверстие в стене, впотьмах вынес ношу и поднял на плечо перед глазами их.
И было ко мне слово Господне поутру:
сын человеческий! не говорил ли тебе дом Израилев, дом мятежный: «что ты делаешь?»
Скажи им: так говорит Господь Бог: это — предвещание для начальствующего в Иерусалиме и для всего дома Израилева, который находится там.
Скажи: я знамение для вас; что делаю я, то будет с ними, — в переселение, в плен пойдут они.
И начальствующий, который среди них, впотьмах поднимет ношу на плечо и выйдет. Стену проломают, чтобы отправить его через нее; он закроет лице свое, так что не увидит глазами земли сей.
И раскину на него сеть Мою, и будет пойман в тенета Мои, и отведу его в Вавилон, в землю Халдейскую, но он не увидит ее, и там умрет.” (Иез.12:1-13)
Некоторые христиане «на полном серьезе», считают, что в Новом Завете всё по-другому: царствует прямая речь. Такое мнение у меня вызывает удивление. Посмотрите на речь Иисуса? (Христос – глава Церкви, если кто забыл). Христос шагу не шагнёт без какой-нибудь притчи, оригинального сравнения или иносказания. Именно такого Христа, Бог послал не для одного Еврейского народа, а для всего мира. Иносказания Иисуса, — на века и тысячелетия. У грубого символа есть одно удивительное преимущество. Символ – универсален. Яркий, универсальный символ будет более понятен людям, спустя сотни лет, чем прямая речь. Прямая речь – локальна и в этом её главный минус.
И Апостолы Иисуса (например Павел) использовали символы и образы не для украшения своей речи, а для лучшего назидания паствы. Для знакомых с Писанием они так выстраивали свою речь:
“Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.
Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.
В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,
ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;
а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам.
Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа.
Мы, братия, дети обетования по Исааку.
Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.
Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.
Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.” (Гал.4:21-31)
А для не знающих Писание, тот же Павел подбирал другие сравнения, более знакомые этой аудитории:
“Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.
Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного.
И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух;” (1Кор.9:24-26)
противопоставление
Есть ещё одна особенность стиля древних учителей, которую мы наблюдаем в Писании. Этот стиль – противопоставление. Учитель или пророк, давая наставление, часто использует этот приём. Он даёт пример мудрого поступка, а потом глупого. Описывает действия праведного и тут же грешного. Хвалит умонастроение праведника и здесь же осуждает мышление нечестивого. Добро – зло, правда – ложь, мудрость – глупость, свет — тьма и т.д. Особенно ярко этот стиль виден в коротких высказываниях – притчах.
“Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога.
Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.
Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.
Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий.
Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.
Глупость — радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.” (Прит.15:16-21)
В подобном стиле и Иисус произносил свою речь. Обратите внимание как построена Его нагорная проповедь:
“Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.
Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.” (Лук.6:20-26)
надлежит быть
Теперь обратимся к картинам Апокалипсиса Иоанна. Мы видим яркие, универсальные символы, за которыми стоит некая религиозная суть. Мы видим тот же стиль противопоставления, когда напротив доброго стоит злое, напротив истины, — ложь. Главная тема Откровения – судьба Церкви.
“Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну” (Откр.1:1)
Иоанн, описывая будущее Церкви, её признаки, не мог не описать и её противницу – лжецерковь. Поэтому и появляются в Апокалипсисе символы — антиподы: две разных женщины и два разных города, противостоящие друг другу. Хорошая женщина и город Иерусалим, противопоставляются женщине-блуднице и Вавилону. Женщина и город – суть одно. Это два разных символа, за которыми стоит одна духовная сущность. Два и более символа–сравнения, всегда даются для того, чтобы ярче, и многограннее описать какую-либо идею. Один символ лучше передаст одну грань идеи, а второй символ лучше опишет другую грань той же идеи.
В статье: «Я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего её» (Откр.17 – 18гл.) я описал соперницу Церкви Иисуса, – церковный, блудный Вавилон и суд Божий над ним.
В этой же статье мы раскроем суть символов, в которых Иоанн описал истинную Церковь Иисуса Христа. Настоятельно советую прочесть выше обозначенную статью, в которой я подробно объяснил, почему Иоанн использовал именно эти символы (женщина и город), а не другие. Разница в описании «женщин» и «городов», и есть те признаки, которые отличают Церковь от лжецеркви.
женщина
Итак, первый символ – женщина. Именно с женщиной, вступившей в брачный завет с Богом, сравнивал Господь Израиль. Верная жена – верный Израиль. Блудная жена – блудный, отступивший от Бога Израиль.
Женщина, символизирующая собой Церковь Иисуса, появляется в 12-ой главе Апокалипсиса:
“И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд.” (Откр.12:1)
Стоит поподробнее поговорить об одежде этой женщины: “облеченная в солнце.” Какую смысловую нагрузку несёт эта деталь её гардероба? Почему Иоанн именно так изобразил одежду Церкви? Для ответа на этот вопрос давайте вспомним, один эпизод из жизни прабабки царя Давида.
Незамужняя Руфь получает совет от Ноеминь, обратить внимание на родственника Вооза и предпринять некоторые действия, чтобы он понял пожелание молодой женщины.
“И она пришла тихонько, открыла у ног его и легла.
В полночь он содрогнулся, приподнялся, и вот, у ног его лежит женщина.
И сказал ей Вооз: кто ты? Она сказала: я Руфь, раба твоя, простри крыло твое на рабу твою, ибо ты родственник.” (Руф.3:7-9)
Ключевые слова в речи Руфь были: “простри крыло твое на рабу твою”. Переведя эту образную речь на понятный язык, Руфь говорит Воозу: “возьми меня замуж за себя”. Крыльев как известно у людей нет, а вот рука мужчины, одетого в просторную одежду, которую он простирает, действительно похожа на крыло птицы. Этим “крылом”, этой одеждой мужчина, обняв женщину, как бы покрывает её.
В наши дни можно встретить прогуливающуюся влюблённую пару, когда плечи девушки покрывает куртка или пиджак ухажёра. Этот внешний знак красноречиво говорит о чувствах мужчины и об ответных чувствах женщины.
Обратите внимание как Иоанн изобразил невесту Агнца. Она одета в Его одежды! Какие одежды у Бога?
“Ты одеваешься светом, как ризою” (Пс.103:2)
Бог одевается в одежды из света и Его женщина одета в Его одежды: «облеченная в солнце» (Откр.12:1)
А теперь давайте посмотрим какой “пиджачок” накинут на плечи блудной женщины, символизирующей ложную церковь: “жена облечена была в порфиру и багряницу” (Откр.17:4)
Эта женщина одета в багряницу. Чья это одежда? Какого господина? Багряница была одеждой императоров Рима. Триумфатор появлялся обязательно в плаще из багряницы. С 4 века подобные драгоценные одеяния считались исключительным отличием императорской власти и неотъемлемой монополией государства. За всякое самовольное ношение подобных одежд или торговлю ими законом была установлена смертная казнь. После заката Рима, этот пурпурный плащ («палудаментум») перешёл к европейским королям в виде мантии.
Бог простёр “крыло своё” на рабу свою – Церковь, с которой Он сочетался. А Рим в лице императоров “зверь багряный” (Откр.17:3), одел свою рабу – блудную церковь, в свою одежду – багряницу.
Спутать их невозможно!
Любой супруг дарит своей избраннице украшения. Какие мы видим украшения на этих разных женщинах?
Вот как украшена подруга императора: “жена … была … украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом” (Откр.17:4)
Земной владыка дарит своей избраннице земные украшения. Начало этим подаркам положил Римский император Константин, не жалевший золота и прочих драгоценностей на имперскую церковь. Сильные мира сего изрядно потратились на украшения для этой дамы. За полторы тысячи лет, эта религиозная организация накопила несметные богатства. Правда в 19 и 20 веках всё это силой отобрали революционеры всех мастей. Земная власть дала, земная власть и отобрала.
А вот какое украшение мы видим на женщине из 12 главы: “на главе ее венец из двенадцати звезд”.
Небесный Владыка своей избраннице дарит небесные подарки. Бог одевает свою деву в свою одежду — солнце, а голову украшает венком из сияющих звёзд! Количество звёзд в её венке совпадает с количеством 12-и Апостолов Христа. Истинная Церковь носит на себе лучшее украшение во вселенной: учение Апостолов Иисуса. Это украшение никакие революционеры не смогут отобрать.
Обратите внимание ещё на одну деталь описания женщины, символизирующей собой Церковь Иисуса: «под ногами ее луна» (Откр.12:1)
Что это значит? Что этим небольшим штрихом к портрету Невесты Христа, хотел сказать Бог? Дело в том, что языческое божество, носившее различные названия у разных народов (Астарта, Иштар, Изида и т.д.) изображалось с месяцем или полной луной в изголовье.Лжецерковь напичкана язычеством и является преемницей древних культов, враждовавших и служивших соблазном для Израиля. В Церкви Иисуса нет примеси язычества, и она является преемницей Израиля, состоявшего из 12 колен: «на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр.12:1)
Истинная Церковь разительно отличается о ложной церкви. Они являются полной противоположностью друг другу. Спутать их невозможно!
разорят ее
Вы когда-нибудь наблюдали женщину на последних сроках беременности? Более беззащитного существа, чем беременная женщина накануне родов, не найти. Вот как изображена Церковь от Бога: “Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения.” (Откр.12:2)
А вот её соперница изображена совсем по-другому. Мы видим её сидящей на звере с “десятью рогами.” Попробуй её тронь! Долгое время церковь-отступница была вооружена мечом государства, с которым она сожительствовала. Этот государственный меч был направлен против инакомыслящих христиан.
Любовная идиллия между государственным зверем и его церковной любовницей, закончилась в 19 — 20 веках. Зверь внезапно сбросил с себя избалованную им “наездницу” и в ярости обрушился на неё.“И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне” (Откр.17:16)
“И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным” (Откр.12:5)
Истинная Церковь не бесплодна. Церковь благословенна Богом. Сын Церкви – праведник. Обратите внимание как описал Иоанн этого ребёнка Божия: “которому надлежит пасти все народы жезлом железным”. Это описание перекликается с цитатой из Мессианского Псалма Давида:
«проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника». (Пс.2:6-9)
Сын Церкви похож на победоносного Христа. Мы братья и сёстры Иисуса по духу. Нам Бог покорил вселенную: «чтобы во имя Его покорять вере все народы» (Рим.1:5)
“и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его” (Откр.12:5)
А вот блудница изображена бездетной. Она бесплодна. Конечно, у неё есть свои дети, она очень многолюдна. Но! Она не рождает праведников, так как Бог не является её супругом. Однако она так не считает:
“Ибо она говорит в сердце своем: «я не вдова»(Откр.18:7) Т.е. церковь отступница будет постоянно трезвонить всем, что она является церковью от Бога. Она наследница Апостолов (через рукоположение). Вне её лона — не спастись.
дивился удивлением великим
“И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим.
Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.” (Откр.12:3-4)
Подробно этого зверя “с семью головами и десятью рогами” я описал в статье: “Шестьсот шестьдесят шесть. Восьмой, и из числа семи.” (Откровение 13 и 17гл.)
Начиная с императора Нерона, этот зверь преследовал Церковь. Христиан казнили и притесняли почти 300 лет. Поэтому, когда Иоанну Ангел показал женщину, усевшуюся на этого багряного зверя и одевшуюся в одежду зверя, то Божий избранник не может прийти в себя от удивления.
“Я … видя ее, дивился удивлением великим.” (Откр.17:6)
В этом удивлении слышится:
— Не может быть!
— Как такое могло произойти?
— Как можно было предать своих отцов и матерей, которые мужественно переносили страдания от этого языческого зверя?! А теперь у неё с 313 года, видите ли, симфония с этим зверем…
город
Теперь проанализируем второй символ – город.
«И пришел ко мне один из семи Ангелов,.. и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца.
И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога» (Откр.21:9-11)
Видите, как один символ (женщина), плавно перетёк в другой символ — город: «я покажу тебе жену, невесту Агнца…, и показал мне великий город, святый Иерусалим»
Лжецерковь олицетворяет древний языческий город Вавилон, начинкой для описания которого послужил языческий морской город-порт Тир. У этих двух городов была одинаковая, незавидная судьба. После возвышения, после зенита славы и богатства, они были неожиданно для многих, завоёваны неприятелем и постепенно пришли в упадок. В итоге Вавилон стал болотом, жилищем сов и шакалов, а город Тир – местом для расстилания сетей. Всё это подробно я описал в уже упомянутой мной статье: «Я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего её» (Откр.17 – 18гл.)
Истинную же Церковь Божию символизирует город, описанный Иоанном в самом конце своего Откровения. Этот город – новый Иерусалим.
Важные детали и подробности, описывающие этот город – это характерные признаки настоящей, истинной Церкви, глава которой Иисус Христос. Детали нового Иерусалима, несущие духовно-нравственный смысл, перекликаются с описанием невесты Агнца из 12 гл.
Этот город носит имя города праведного царя Давида – Иерусалим. Именно новый, прославленный Иерусалим должен был стать столицей царства Мессии. Великие пророки Божии так рисовали будущую славу Иерусалима, в котором царствует обещанный Богом Христос.
“Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый.” (Ис.52:1)
“Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою.
Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою.
И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию.” (Ис.60:1-3)
“А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью.
И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля.” (Ис.65:18-19)
“В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего” (Иер.3:17)
В остальном довольно подробное описание нового Иерусалима, которое мы находим в Откровении, совершенно не сходится с описанием исторического Иерусалима. Начинкой (устройством) этого города послужил, как это ни странно может показаться, исторический Вавилон. Архитектура древнего Вавилона, которую Иоанн перенёс на новый Иерусалим. Внешняя форма города, ориентировка стен, река, главная улица и главный храм – ступенчатая пирамида (зиккурат), всё взято из древнего, крупнейшего в мире мегаполиса, некогда стоявшего на реке Евфрат. Даже знаменитый сюжет с Сидящим на престоле в окружении 24 старцев, которые “падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом” (Откр.4:10), о который многие толкователи “сломали зуб”, взят из придворного церемониала Царского дворца всё того же Вавилона.
приготовил Бог любящим Его
Прежде чем мы начнём анализировать духовно-нравственную составляющую нового Иерусалима, хочу обратить ваше внимание на одну выдержку из письма Апостола Павла к Коринфским христианам, которая имеет прямое отношение к нашей теме.
“Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его” (1Кор.2:9).
Некоторые считают, что здесь речь идёт о далёком будущем, о том месте в которое войдут члены Церкви после своего воскресения.
Речь действительно идёт здесь о будущем. Только вопрос для кого? Для пророка Исаии, на которого ссылается Павел, это было действительно будущее. А для нас, членов Церкви? А вот для нас Христиан – это уже НАСТОЯЩЕЕ, в котором мы пребываем уже СЕЙЧАС!
Говоря о себе, апостол пишет: “мы проповедуем … премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,” (1Кор.2:7)
То, что для древних было сокрытой тайной (т.е. закрыто для понимания), для нас — ОТКРЫТО!
“А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.” (1Кор.2:10)
В это прежде неведомое и тайное, приготовленное Богом, ввёл нас Иисус Христос!
“Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога” (1Кор.2:12) “ДАРОВАННОЕ НАМ ОТ БОГА!!!” Что же нам подарил Бог во Христе? Вместо печали греха, Бог дал нам радость спасения! Вместо ветхой одежды, — броню праведности! Вместо смерти – жизнь вечную!
А теперь вооружившись этой мыслью Павла, давайте перейдём к теме нового Иерусалима. Многие считают, что это описание города будущего, куда мы попадём лишь после воскресения.
А я говорю вам, что мы Христиане, мы спасённые Иисусом, уже являемся гражданами этого города! Новый Иерусалим – это церковь Иисуса Христа! (которая существует от пятидесятницы до наших дней) Мы сейчас живём в этом городе! Мы гуляем по его улицам, пьём чистую воду из Божьей реки и вкушаем плоды с Райских деревьев, плодоносящих каждый месяц!
В качестве первого аргумента я повторно приведу выдержку из письма Павла к Галатийским церквям:
“Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.
Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.
В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,
ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве” (Гал.4:22-25)
“Это два завета”, — пишет Павел. Какие два? Первый – ветхий, а второй? Второй – новый. Мы заключили с Богом новый Завет и стали Христианами. Павел связывает ветхий завет с земным Иерусалимом. А с чем же связывает Апостол новый завет? Новый завет он связывает с “вышним Иерусалимом”
“А вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам.” (Гал.4:26)
В качестве второго аргумента приведём сюжет из послания к Евреям, находящийся в 12 главе. Вообще вся конструкция этого неподписанного послания строится по простой схеме: было – стало, раньше – теперь.
Непокорные Евреи не вошли в обетованную землю, а мы (Христиане) вошли в покой: “А входим в покой мы уверовавшие” (Евр.4:3)
По сравнению с первосвященниками ветхого завета, наш первосвященник Христос, несравненно лучше: “Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
и [есть] священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.” (Евр.8:1-3) Поэтому: “и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.” (Евр.7:25) Т. е. те не могли спасти, а Христос СПАСАЕТ!
Там кровь тельцов и козлов не могла очистить сердца от греха. А Агнец – Христос: “одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.” (Евр.10:14)
Потом целую главу автор посвящает ВЕРЕ. Но сначала он выводит определение: “Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.” (Евр.11:1)
Далее апостол приводит длинный список древних праведников, начиная от Авеля и дважды заостряет наше внимание на одной важной мысли:
“Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались” (Евр.11:13)
“И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного” (Евр.11:39)
У этих праведников не было осуществления ожидаемого. Они не получили обещанного при жизни. А мы в отличии от них? А мы во Христе получили! Получили при жизни! Почему? “Потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее” (Евр.11:40)
Эта важная мысль подтверждается опять сравнением прошлого и настоящего. На пылающую гору, при рёве труб Ангелов, никто не имел права взойти: «если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою)» (Евр.12:20) Испугался даже Моисей: “и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: «я в страхе и трепете” (Евр.12:21)
А мы Христиане, благодаря Иисусу: “приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,
к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,
и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.”(Евр.12:22-24)
Многих сбивает с правильного понимания слово “приступили”. Что значит “приступить”? К сожалению, синодальный перевод выполненный в 1876г. не всегда ясно передаёт мысль. Вот как этот архиважный текст передаёт один из современных переводов:
“Нет! Вы пришли к горе Сион, к городу живого Бога, к небесному Иерусалиму! Вы пришли к тысячам ангелов, собранным на радостное торжество.
Вы пришли в собрание первенцев, чьи имена записаны на небесах. Вы пришли к Богу, Судье всех людей, и к духам праведников, ставших совершенными.
Вы пришли к Иисусу, Посреднику в новом союзе, и к окропляющей крови, которая говорит лучше крови Aвеля.” (Евр.12:22-24)
“Приступили” – значит – вступили, вошли. Эта мысль подтверждается и дальше: “Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,” (Евр.12:28) Опять же воспользуемся современным переводом: “Таким образом, поскольку мы получили Царство, которое не может быть поколеблено, будем благодарны и в благоговении и страхе поклонимся Богу,” (Евр.12:28)
Обратите внимание как Апостол увязывает в одно четыре составляющих: небесный Иерусалим, торжествующий собор, Иисус и Его кровь. Кровь Авеля осуждала, а кровь Иисуса оправдывает. Зачем в будущем кровь оправдания? Оправдание нужно сейчас человеку. Многие считают, что Иисус и Его кровь действуют в их жизни сейчас, но небесный Иерусалим и радостное торжество («торжествующий собор») – это далекое будущее. Однако Дух Божий, действующий через апостолов, соединил всё это в одно.
И Павел, и Иоанн написавший Апокалипсис, были водимы одним и тем же Духом. Они оба сравнивали Церковь с женщиной (Еф.5:22-33) и с городом. Павел назвал этот город “вышним” и “новым Иерусалимом”, а Иоанн в Откровении: “Иерусалим, новый, сходящий от Бога”.
Павел назвал нас – Христиан, гражданами этого города: “Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу” (Еф.2:19) и ввёл нас в этот город, куда раньше вход был воспрещён. А Иоанн изобразил устройство этого Божьего мегаполиса, которые суть признаки настоящей Церкви.
Дополнительным аргументом в пользу этого утверждения может послужить здравая логика. Если женщина на звере и Вавилон – это ложная церковь, то неужели истинную церковь символизирует только один из двух символов — женщина, одетая в солнце с венком из 12 звёзд? А как же город Иерусалим “сходящий от Бога”? Напротив, двух отрицательных символов, должны быть именно два положительных символа. Два с одной стороны и два с другой. Один символ дополняет другой. Два отрицательных символа – суть одно. Два положительных символа – суть одно.
Церковь — это корабль?
Вы наверняка встречали подобное утверждение: “Церковь — это корабль” Обычно это сравнение любят использовать люди считающие, что только они являются членами истинной церкви. А раз вы на них не похожи, то значит вы вне церковного корабля. А вне церкви нет спасения. Эту песню они поют день и ночь. Самое интересное, что эта словесная формула (Церковь — это корабль) воздействует на умы людей, делающих первые шаги к Богу, безотказно. Зазывалы этого церковного корабля будут говорить вам:
— Вне корабля ты погибнешь! Вы не доберётесь до желаемой пристани! Посмотрите, какие волны кругом!
Как только вы согласитесь с этим утверждением, вам сразу же предложат взойти на этот корабль (правда, в качестве слуг). Вы будете обязаны принять к исполнению весь устав этого судна (дисциплина есть дисциплина). Офицеры этого корабля научат вас единственному слову — “послушание”. Ах да, … “десятину” не забудьте в конвертике передать капитану.
В трудном плавании будут проходить годы и десятилетия. Вы будете стойко переносить ветра, холод и жажду, а желаемая пристань, в которую вас обещали доставить так и не появится на горизонте.
У вас начнут возникать вопросы к руководству этого корабля. Вы будете с тревогой всматриваться в лица таких же, как и вы, в надежде ища понимания.
— Может быть испортился компас, и мы сбились с курса, робко спросите вы?
Но капитан будет только хмуриться, и упрекать вас в малодушии. Волнующие вас не отвеченные вопросы, словно оголённый нерв будут стучать вам в висок, не давая покоя.
— Где обещанное спасение, где исцеление, где нескончаемая радость и мир как река?!Где вечная жизнь?! Где Рай и объятия Бога?!
Вы никогда! Слышите, НИ-КО-ГДА не доплывёте на этом корабле до обещанной вам пристани спасения. Вы, промучившись годы, умрёте на этом судне от духовной цинги и истощения. И вас мёртвого, за ноги выбросят за борт!
Почему ни пророки, ни Сам Христос, ни образованный Павел, ни Иоанн написавший Апокалипсис не сравнивали Церковь с кораблём?
Пророк Исаия, которому принадлежит львиная доля пророчеств о времени Мессии, говорил о новом городе Иерусалиме: “И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля.” (Ис.65:19) Сам Иисус многократно учил о Царстве. Павел в своих письмах сравнивал Церковь Христа с городом, а нас Христиан с гражданами этого города: «сограждане святым» (Еф.2:19) (Гал.4:26;). Даже патриарх Авраам “ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.” (Евр.11:10)
И Иоанн, не выбиваясь из этой традиции описывает именно город: “И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.” (Откр.21:10)
Этому есть простое объяснение. Израиль хоть и был расположен у моря, но морской державой никогда не был. Израиль — это сельскохозяйственная страна, ведшая довольно замкнутый образ жизни. Вот Финикийцы, жители Тира и Сидона, жившие севернее, действительно были морскими царствами. У них был сильный военный и торговый флот. Они вели обширную морскую торговлю, основывали новые колонии (например г. Карфаген). Эти языческие народы были прекрасными мореходами, знакомыми с направлением морских течений и ветров. Они умели строить большие корабли пригодные к дальним морским плаваниям.
Именно Тирский царь Хирам построил царю Соломону морской корабль и предоставил команду своих моряков для дальнего путешествия за золотом и другими драгоценностями (2Пар.8:18). Мудрый Соломон, не случайно не стал своими силами строить корабль, а обратился к тем народам, кто знал в этом деле толк.
Известное сравнение Церкви с кораблём принадлежит патриарху Константинополя Иоанну. Он вошёл в историю с прозвищем “златоуст” за высоко ценимый греками, талант красноречия. Именно этому человеку, оказавшему сильнейшее влияние на восточную ортодоксальную церковь, принадлежит это высказывание:
“Невозможно переплыть море без корабля. А Святая Христова Церковь в мире — то же, что корабль в море. Господин этого духовного корабля — Сам Всемогущий Бог Отец. Кормчий — Единородный Сын Его; благоприятный ветер — Дух Святой; подчиненные правители этого корабля — Апостолы и преемники их: пастыри и учители церковные. Плывущие на этом корабле — все правоверующие христиане. Дно и основание этого корабля есть правая вера во Святую Троицу; бока корабля, передняя часть его и кормило означают правые догматы веры, заповеди Божий, предания Церкви, правила Апостолов и Вселенских Соборов. Мачта — святой крест Христов, которым в Церкви все скрепляется и утверждается; паруса — любовь; якорь — надежда. Этот духовный корабль — Церковь — из разных стран перевозит через житейское море всех правоверующих и истинных христиан в Небесное Царство.”
Златоуст был не одинок в своих рассуждениях. Вот выдержка из “Апостольских постановлений” 4-го века:
“Когда же соберешь Церковь Божию, то, словно кормчий великого корабля, со всем знанием приказывай составлять собрания, повелевая диаконам, как бы матросам, чтобы назначали места братьям, как бы гребцам, со всем тщанием и степенностью. Прежде всего, здание да будет продолговато, обращено на восток, с притворами по обеим сторонам к востоку, подобное кораблю. В середине да будет поставлен престол епископа, а по обеим сторонам его пусть сидит пресвитерство и стоят проворные и легко одетые диаконы, ибо они уподобляются матросам и надсмотрщикам над гребцами по бокам корабля; а по их распоряжению в другой части здания пусть сядет народ со всем безмолвием и благочинием, а женщины — отдельно, и они пусть сядут, соблюдая молчание.”
Со времён императора Константина, государственной церкви отдавались языческие храмы, силой отобранные у прежних владельцев. Новые христианские базилики строили так же именно в форме корабля. «Неф» (франц. nef, от лат. navis – корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов. Деление интерьера на нефы рядом опор возникло в древнегреческих языческих храмах.
Нефы специально строились как можно более протяженными, чтобы путь спасения был реально физически ощутим. Прямоугольная форма церквей наподобие корабля должна была внушать верующим, что через море жизни может привести в небесное пристанище только церковь. Даже ритм рядов колонн, которыми отделялись друг от друга нефы, отсчитывал, прежде всего, путь спасения. По мере спасения молящиеся распределялись в базилике, кто «у лучших столпов», а кто только у входа.
Как и у корабля, у храма есть своя носовая часть (восточная апсида) и своя корма (западная часть). Символика корабля сохранилась и получила развитие в позднейших купольных храмах, где сферический купол символизирует парус, надутый ветром.Откуда у греческих племён появились ассоциации храмов с кораблями? Почему они в своей архитектуре воспроизводили храмы-корабли? Для ответа на этот вопрос, давайте посмотрим, где находились греческие полисы (города). Они располагались в северо-восточной части средиземного моря. Как они туда попали и на чём?
После смешения языков в Месопотамии (Междуречье рек Тигр и Евфрат), о чём повествует нам Писание, прежде единый народ, рассеялся: “И рассеял их Господь оттуда по всей земле” (Быт.11:8)
“От сих населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих.” (Быт.10:5)
Часть этих рассеявшихся племён и оказалась в северной части средиземного моря. А попали они туда на кораблях. Если кто думает, что переселенцы двигались только по суше, то как люди поселились, например на островах Крит, Кипр? И вообще, как человечество распространилось по всем континентам? Люди издавна строили корабли, сначала из тростника, потом из дерева, учась плавать на дальние расстояния, учась использовать парус, морские течения, ориентируясь по звёздам.
“В последствии племена Ханаанские рассеялись.” (Быт.10:18)
Лучшими мореходами древности считались Финикийцы, обосновавшиеся на восточном побережье средиземного моря. Своей родиной они считали Эритрейское море (Персидский залив). Реки Тигр и Ефрат впадают именно в этот залив. (Религиозные церемонии в Месопотамии помимо прочего сопровождались обрядом, имеющим отношение к нашей теме. Статуи богов совершали плавание к храмам друг друга на огромных лодках по каналам.)
Если какое племя плывёт в новую землю, то естественно, оно двигается на нескольких кораблях. С собой берётся абсолютно всё, включая животных. Язычники обязательно брали с собой в путь идолов, ведь боги должны были благоволить успеху предприятия. Сохранилось множество древних рисунков, на которых изображены корабли с гребцами. Среди этой флотилии выделялся корабль, на котором помимо гребцов, в центре изображён алтарь и жрец, воздевающий руки. (Сравните эту картину с вышеприведённой выдержкой из “Апостольских правил.)
Не случайно в языке древних греков родительный падеж от слова «корабль» — корабля, корабельный — и название жилища, в том числе и храма, жилища Бога, звучит одинаково.На первый взгляд в этом сравнении церкви с кораблём нет ничего плохого. И Павел действительно сравнивает надежду с якорем. И Христос плавал в лодке с апостолами. И праотец Ной спасся от потопа в деревянном ковчеге.
Однако в этом красивом, а значит привлекательном сравнении Церкви с морским кораблём, изначально заложен ложный посыл, который сразу же, на корню, направляет мысли человека в не Евангельское русло. В чём собственно обман?
Нам, для достижения Царства Божьего (Небесного), предлагается длительное морское путешествие на корабле. Т.е. прощение, спасение, жизнь вечная, святость и объятия Бога — это дальняя страна, расположенная за морем, куда попасть можно лишь после длительного и трудного плавания на большом морском корабле с опытными кормчими – Епископами и священниками. Спасение не сейчас, а потом. Жизнь вечная не ныне, а далеко за горизонтом.
Такое воззрение на Евангелие напрочь разрушает учение о спасение через веру, которое даётся Христом человеку сразу же в момент покаяния: “ныне” (Рим.5:9; Рим.5:11) и “теперь” (2Кор.6:2).
Да, якорь использовали Еврейские рыбаки на своих лодках. Однако бросить камень, привязанный за верёвку в илистое дно озера, значит, как минимум никуда не плыть, т.е. цель достигнута. А нам монах Златоуст и ему подобные, предлагают “сняться с якоря”.
Апостолы были рыбаками, плавающими вдоль берега Генисаретского озера, а не морскими купцами, совершающими длительные путешествия в далёкие края.
Из всей истории с Ноем, апостол заостряет наше внимание не на длительном плавании ковчега (кстати, ковчег плавал без всякого маршрута), а на вере Ноя Богу на слово, без доказательств.
“Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.” (Евр.11:7)
Известно, что Иоанн Златоуст не оставил после себя толкование на Апокалипсис Иоанна. Эта книга в то время не вошла в утверждённый имперской церковью канон. Послание Иакова, разрушающее веру, они не побоялись втиснуть в канон, а Откровение Иоанна вызывало у них подозрение. Ну ладно… А пророка Исаию, который многократно описывал Мессианское Царство, которое и есть Церковь, вселенский учитель разве не читал?
“Взгляни на Сион, город праздничных собраний наших; глаза твои увидят Иерусалим, жилище мирное, непоколебимую скинию; столпы ее никогда не исторгнутся, и ни одна вервь ее не порвется.
Там у нас великий Господь будет вместо рек, вместо широких каналов; туда не войдет ни одно весельное судно, и не пройдет большой корабль.
Ибо Господь — судия наш, Господь — законодатель наш, Господь — царь наш; Он спасет нас.
Ослабли веревки твои, не могут удержать мачты и натянуть паруса. Тогда будет большой раздел добычи, так что и хромые пойдут на грабеж.
И ни один из жителей не скажет: «я болен»; народу, живущему там, будут отпущены согрешения.” (Ис.33:20-24)
В город Иерусалим, где царствует Мессия – Христос, “не войдет ни одно весельное судно, и не пройдет большой корабль.”
Большой корабль с вёслами, мачтой и парусом для Епископов – монахов был символом Церкви Христа. А вот для пророка Исаии — символом языческого Вавилона (река Евфрат, протекавшая сквозь Вавилон, была судоходной рекой). Враги Израиля, плывущие на кораблях, по мысли Исаии, не должны попасть в город Мессии.
Эх вы, “златоусты” … О таких аскетах-проповедниках из Константинополя, настоящий пророк Господень Иеремия, уст которого действительно коснулся сам Бог (“И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих.” (Иер.1:9)) говорил так: “Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть: вот, они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их?” (Иер.8:9)
Город Иисуса
А вот в город новый Иерусалим, символизирующий Церковь Иисуса, человек может попасть без всякого корабля и что самое главное – СРАЗУ, а не после изнурительного путешествия с помощью Митрополитов-священников. Чтобы войти в город, нужно всего лишь войти в ворота. Нужно всего лишь войти в дверь. Этой дверью является Иисус Христос.
“Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.” (Иоан.10:9)
Павел даже ввёл новый термин: “дверь веры” (Деян.14:27)
Бог рядом. Людей отделяет от Него только неверие в Евангелие. Это расстояние мгновенно преодолевается ВЕРОЙ. Любой человек, находящийся в любой точке нашей планеты впустивший Иисуса в своё сердце и верой получивший прощение, сразу же оказывается в чудесном царстве Христа, в новом Иерусалиме.
Показательна в данном случае речь апостола Павла жителям Афин:
“От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию,
дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас”(Деян.17:26-28)
Павел считал, что Бог НЕДАЛЕКО! А монахи считали, что к Богу надо плыть на корабле. Т.е. Он далеко.
Следите внимательно за характеристиками города от Бога, так как они – суть признаки настоящей Церкви!
“И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.” (Откр.21:2)
Церковь действительно можно сравнить с украшенной невестой, ожидающей встречи с Иисусом Христом.
“И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.”(Откр.21:3)
Скиния – шатер, палатка. Церковь – это действительно “скиния Бога с человеками.”/
Образ скинии в Апокалипсисе перекликается с пророчествами о Мессианском царстве.
“Взгляни на Сион, город праздничных собраний наших; глаза твои увидят Иерусалим, жилище мирное, непоколебимую скинию; столпы ее никогда не исторгнутся, и ни одна вервь ее не порвется.”(Ис.33:20)
“В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние” (Ам.9:11)
Именно на это пророчество Амоса ссылались Апостолы на первом соборе, на котором присутствовали Пётр и Павел. (Деян.15:16)
В плену, в Вавилоне Израильтяне проливали слёзы и страдали: “При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе” (Пс.136:1)
А в этом городе Иисуса “отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.” (Откр.21:4)
Где находится этот город?
“И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.” (Откр.21:10)
Новый Иерусалим находится на высокой горе, в отличии от Вавилона, который был расположен на равнине. И это не случайно. Земной Иерусалим так же был расположен на горе Сион. Именно поэтому многие псалмы начинаются так: “Песнь восхождения.” (Пс.122:1)
“Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному.” (Откр.21:11)
Это место в синодальном переводе не совсем ясно выражает мысль автора. Вот как выглядит это предложение в современном переводе:
“Он сиял Славой Божьей, и блеск его был подобен блеску драгоценнейших камней, подобен яшме, прозрачной, как хрусталь.” (Откр.21:11)
Опять же это описание перекликается с пророчествами Исаии:
“Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою.
Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою.” (Ис.60:1-2)
Древний Вавилон был очень красивым городом. По словам очевидцев, город “горел” на солнце всеми цветами радуги. На его украшение царь – строитель Навуходоносор не жалел средств. Тысячи ремесленников из покорённых народов, трудились на стройках Вавилона. Возгордившись от построенного, он потерял рассудок.
Однако Новый Иерусалим, построенный мудрым Богом, своей красотой и сиянием превосходит знаменитую столицу Халдеев.
“Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых:
с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот.” (Откр.21:12-13)
В городе, за высокими и надёжными стенами, люди чувствуют себя в безопасности. Если стены Вавилонские пали, то стены нового Иерусалима стоят непоколебимо! Ворота этого чудесного города смотрят на четыре стороны света, чтобы всякий желающий смог войти в него верой в Иисуса:
“А входим в покой мы уверовавшие” (Евр.4:3)
“В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной: город крепкий у нас; спасение дал Он вместо стены и вала.
Отворите ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину.” (Ис.26:1-3)
Исследуем город Иисуса дальше.
“Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.” (Откр.21:14)
Двенадцать оснований – это поставленные друг на друга квадратные террасы, сужающиеся к вершине. Так был построен главный храм в Вавилоне – пирамидальная башня 100 м. высоты. Каждый этаж в ней был посвящён различным языческим богам и раскрашен в разный цвет.
Иоанн описывает город – храм, где нет места язычеству. Здесь всё пронизано учением 12 Апостолов Иисуса Христа. Тем самым подчёркивается мысль, что от Апостолов до наших дней, учение Церкви не должно меняться. Истинная Церковь должна быть хранительницей неизменного учения Апостолов, в отличии от лжецеркви, в которой учение Иисуса изменено, под благовидными предлогами. (Язычество проникло в лжецерковь, прикрывшись христианской атрибутикой ССЫЛКА аскеза)
“Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его.” (Откр.21:15)
В настоящей Церкви всё должно быть по “чертежам” Христа. Всё должно быть по “линейке” Иисуса. Он Сам предупреждал: “без Меня не можете делать ничего.” (Иоан.15:5) В связи с этим некоторым средневековым «святителям» хочется задать вопрос: “А вы Иисуса спрашивали, когда вводили в церкви свои правила и уставы?”
«Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны.” (Откр.21:16)
Вавилон был самым большим городом, обнесённым каменной стеной, за всю историю человечества. Однако Божий город превосходит и его своими размерами. Всем принявшим учение Христа хватит места.
“Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.
Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд,
пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист.” (Откр.21:18-21)
Господь украсил Свой город лучшими драгоценностями вселенной. Он – Всемогущий и Щедрый Бог!
“А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло.” (Откр.21:21)
Это описание один в один совпадает с пророчествами Исаии:
“Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров;
и сделаю окна твои из рубинов и ворота твои — из жемчужин, и всю ограду твою — из драгоценных камней.
И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих.” (Ис.54:11-13)
Неужели христиане должны быть научены Господом лишь после смерти? Мы сейчас должны знать Его.
“Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море.” (Ис.11:9)
Неужели мы не должны делать зло лишь после смерти? Это качество уже сейчас должно сопровождать нас постоянно.
А вот ещё одно важное качество истинной Церкви: “Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец.” (Откр.21:22)
Общение с Богом здесь происходит напрямую, без посредников. Весь город – храм. Всё свято. Нет особых мест. А вот в лжецеркви учат совсем по-другому. Там без посредников никуда. Всё завязано на них. Без храмов, без особых людей – священников, спасение якобы невозможно.
“И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец.”(Откр.21:23)
Опять описание Нового Иерусалима перекликается со словами пророков:
“Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны — светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой — славою твоею.” (Ис.60:19)
Мы спасённые из плена греха Иисусом Христом, находимся в этом чудесном городе: “Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою.” (Откр.21:24)
В древний Вавилон приходили покоренные народы и пленённые цари, согнув голову безрадостно переступали его ворота. В Новом Иерусалиме всё по-другому. В него входят спасённые Богом с великой радостью!
“И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.” (Откр.21:27)
Впускает в этот город только Иисус. Если Иисус дал согласие, то уже никто не сможет воспрепятствовать. Иисус не передал эту власть никаким Епископам в митрах или священникам с кадилом. Христос никуда не устранился. Иисус и только Иисус решает, кого впустить в свой город, а кого оставить вне стен.
Город Христа
“И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.
Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов.”(Откр.22:1-2)
Эта картина сочетается с видением Иезекеиля, а значит пророчества исполнились:
“Потом привел он меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника.
И вывел меня северными воротами, и внешним путем обвел меня к внешним воротам, путем, обращенным к востоку; и вот, вода течет по правую сторону.
Когда тот муж пошел на восток, то в руке держал шнур, и отмерил тысячу локтей, и повел меня по воде; воды было по лодыжку.
И [еще] отмерил тысячу, и повел меня по воде; воды было по колено. И еще отмерил тысячу, и повел меня; воды было по поясницу.
И еще отмерил тысячу, и уже тут был такой поток, через который я не мог идти, потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток.
И сказал мне: «видел, сын человеческий?» и повел меня обратно к берегу этого потока.
И когда я пришел назад, и вот, на берегах потока много было дерев по ту и другую сторону.
И сказал мне: эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми.
И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и воды [в море] сделаются здоровыми, и, куда войдет этот поток, все будет живо там.
И будут стоять подле него рыболовы от Ен-Гадди до Эглаима, будут закидывать сети. Рыба будет в своем виде и, как в большом море, рыбы будет весьма много.
Болота его и лужи его, которые не сделаются здоровыми, будут оставлены для соли.
У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание.”(Иез.47:1-13)
Эта картина так же похожа на описание Эдемского сада, где когда-то жили безгрешные Адам и Ева. И это не случайное совпадение. Христос — это возвращение в Рай! Иисус даёт нам доступ к древу жизни!
“И в радости будете почерпать воду из источников спасения” (Ис.12:3)
Вообще, книгу пророка Исаии можно почти всю переписывать и цитировать рядом с описанием нового Иерусалима. Не зря сам Иисус очень часто цитировал именно этого пророка.
“И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.
И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их.”(Откр.22:3-5)
Те, кто во Христе, те кто спасены Им, никогда не будут называть себя проклятыми, виновными и грешными.
“Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы,
проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих,
возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его.”(Ис.61:1-4)
В такой город, в такое общество не стыдно звать людей. Здесь нет лицемерия, здесь нет обмана. Это есть настоящая Церковь Иисуса.
“И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.” (Откр.22:17)
все обетования Божии в Нем «да»
Многие, читая эти фантастические описания нового Иерусалима, устремляют свой взор в небеса и думают о будущем в которое им хотелось бы попасть.
А происходит это потому, что их собственная жизнь во Христе тускла и не сияет такими яркими красками. Пастыри-скорпионы (Откр. 9гл.) навязали людям печальное, постное и заунывное средневековое христианство. Такое умонастроение для многих стало эталоном благочестия. Учителя в рясах держат своих овец на голодном пайке, в прямом и переносном смысле (“хиникс пшеницы за динарий” (Откр.6:6))
Именно они не пускают, доверившихся им, в этот город счастья: “взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.” (Лук.11:52)
А ведь такие же фантастические картины мы видим и в древних пророчествах Исаии, Иезекееиля и других пророков Божиих. Неужели все эти великие обетования пролетают над нами словно перелётные птицы в тёплые края? И нам остаётся только смотреть им вслед.
Невероятные по красоте древние пророчества, идеально согласуются с описанием нового Иерусалима и говорят о Царстве Христа, которое Он построил в сердцах верующих в Него. Царство Христа это и есть Церковь. Именно об этом писал Апостол Павел: “ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь», — в славу Божию, через нас.” (2Кор.1:20) Обетования Божии исполнились в нас! (Должны исполниться)
И в другом месте: “и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе” (Еф.2:6)
Умница Павел пишет не о будущем, а о настоящем. О том состоянии, которое было у него самого в груди.
“И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.” (Еф.3:19)
Мы должны послушанием веры сейчас принять этот невероятный, не вмещающийся в нашем разуме сверхподарок от Бога. Невероятное принимается верой. В очевидное верить не нужно. Этот Божий подарок невозможно принять частично. В данном случае действует правило: “всё или ничего.”
“Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. (Откр.21:7)
Бог в силах выполнить обещанное! Неужели Иисус отдал жизнь, чтобы нам дать лишь чуть-чуть и сделать нас немножко лучше? Нет! Перемена в нас должна быть такой сильной, что бы у нас голова закружилась от счастья.
“Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне:
тогда уста наши были полны веселья, и язык наш — пения; тогда между народами говорили: «великое сотворил Господь над ними!»
Великое сотворил Господь над нами: мы радовались.” (Пс.125:1-3)
Картины Иоанна, описывающие Церковь, и должны соответствовать запредельному уровню, что бы одни промолвили:
— Да ну, не может быть!
А мы, верующие, сказали:
— Бог силен сделать чудо! И Он это чудо совершил в нас!
“Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?” (Ис.53:1) Кто поверил в невероятное (Евангелие), тот и получил Царство! А кто не поверил, — покупают билеты на корабль.
И при жизни Иисуса на земле, когда люди не верили в Его силу, Христос не совершал чудес (Мар.6:5).
В Откровении Ангел дважды(!), по братски запрещает Иоанну, “бухнувшемуся” ему в ноги, поклоняться себе: “не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись.”(Откр.22:9) Тем самым подчёркивая высокий (ангельский) статус, не только Иоанна, но и всех Христиан.
Несмотря на то, что наше тело осталось прежним, несмотря на то что наша жизнь трудна, полна внешних скорбей и тесных обстоятельств, внутренний наш человек воскрес. ВОСКРЕС!!! Мы встали из могилы! Душа наша поёт победную песнь! Мы полноправные участники небесного застолья, которое не кончается. Мы пируем вместе со Христом! Не зря Иисус рассказывал притчи, в которых звал людей на царский пир.
И если вам вновь встретятся красноречивые зазывалы в рясах, приглашающие вас на свой корабль:
— “Невозможно переплыть море без корабля. А Святая Христова Церковь в мире — то же, что корабль в море.”
Отвечайте им так:
— “Знаем, плавали…”
“Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами” (Кол.2:4)
А где будут жить верующими после смерте, если не в городе художник и строитель которого Бог
А зачем твм забор в 70м высотой? Если уже не будет зла, Победой Бога над злом, то от кого ограждаться и ворота ставить и забор? Не совсем понимвю.