Данная работа будет посвящена тематике христианской аскезы, во свете жизни Иоанна Крестителя. Масштаб личности этого незаурядного человека настолько велик, что я решил посвятить ему отдельную статью.
Что собственно меня на это сподвигло? Дело в том, что многие ревностные христиане, решившиеся на монашеский подвиг, часто вдохновляются примером Иоанна Крестителя. Если человек, в силу различных обстоятельств, так и не стал монахом, он все же по мере сил и возможности, старается подражать прославленным на весь мир подвижникам-аскетам. Известные слова Иисуса об “узких вратах и тесном пути” (Матф.7:14), такие люди понимают исключительно как строгую аскезу. Этот путь они часто именуют — “тернистым” (хотя этого слова нет в Евангелии). Путь к Царству Небесному, согласно такого понимания, должен быть исполнен многих скорбей, печали и слез. Спасение души, исходя из такого настроя, должно сопровождаться обузданием своей плоти и удалением от мира.
Человек так устроен, что ему нужен живой пример. Все мы кому-то, да подражаем. Все мы у кого-то да учимся. Для многих Иоанн Креститель стал ярчайшим примером «узкого пути», в аскетической трактовке. Не одну тысячу лет ему подражают, те кто удалялся в пустыни, кто умерщвлял свою плоть суровым постом. Именно пример Иоанна чаще всего используют убежденные сторонники монашеской идеологии, для своего оправдания. Вот некоторые, из весьма распространенных высказываний на сей счет: “Образ жизни Крестителя заложил основу для будущего монашества”; “для православия он еще является идеальным образцом аскета, пустынника, монаха”; “Церковь осмысливает Иоанна Предтечу как Крестителя Господа, великого подвижника, великого Пророка, первого монаха на земле”. А вот выдержка из молитвы к Иоанну Крестителю: “Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов!”
Действительно, Иоанн не имеет семьи, живет в пустыне и часто постится, — форменный монах. Сам Христос дал ему высочайшую оценку: “Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя” (Матф.11:11). Исходя из такой похвалы из уст Главы Церкви, можно подумать, что за свой подвижнический образ жизни, Иоанн и удостоился высокой чести крестить Самого Мессию. Сам собой напрашивается вывод: “хочешь получить похвалу от Иисуса, — иди в пустыню. Желаешь быть пророком Господа, — не имей семьи. Решился идти “путем праведности” — не ешь и не пей как Иоанн.
Когда-то, Иерусалимские книжники задали вопрос Иоанну: “кто же ты?” (Иоан.1:22). С тех пор прошло 20 веков, однако этот вопрос для многих по-прежнему «висит в воздухе». Кто же ты Иоанн? Первый монах? Идеальный образец аскета? Постников и пустынников наставниче? Сын Захарии и Елизаветы, по сей день для многих остался загадкой. Вопрос: “кто же ты?”, по-прежнему не отвечен должным образом.
В данной статье я дам иную, отличную от православной, трактовку действий Иоанна. Я постараюсь доказать, что им двигала отнюдь не аскеза. Разгадка его поступков лежит совсем в другой плоскости.
взыграл младенец во чреве ее
В средние века, у христиан сложился определённый стереотип святого угодника Божия. Им стал аскет-пустынник, удалившийся от мира, проводящий все время в молитве и посте. Такие имена как Павел Фивейский, Антоний Великий, Макарий Египетский, Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Серафим Саровский, Феофан Затворник, — являлись своеобразными маяками, ориентируясь на которые, христиане сверяли свой духовный компас. Их чествовали как великих святых и угодников Божьих. В их лице произошла героизация монашеского жития. Сколько ревностных христиан пытались и пытаются до сих пор подражать им! Основоположником же такого святого образа жизни принято считать Иоанна Крестителя.
Те, кто так мыслит, упускают одну важную деталь из биографии Иоанна. Давая оценку поступкам этого пророка, люди не придают особого значения его национальности. “А разве национальность имеет какое-то значение?” — удивленно спросите вы. Да! А в случае с Иоанном — огромное! Сторонники аскезы забывают тот факт, что Иоанн был Евреем. Он родился и вырос в обществе, где никаких “постников-пустынников” в помине не было. Тот, кого спустя столетия запишут “первым монахом”, воспитывался в религиозной культуре, которой аскетизм был не известен.
Бог создал государство Израиль в противовес языческим странам. Все языческие народы ходили во тьме идолопоклонства, сопровождавшегося половыми извращениями. У язычников были легализованы гомосексуализм, храмовая проституция, супружеская измена и даже скотоложество. Бог, создав общество праведников и святых (Израиль), противопоставил этому языческому разврату не аскетизм, а благочестивую семью. Быть благочестивым семьянином – вот традиция, господствовавшая в Израиле. Можно сказать, что в этом государстве был настоящий культ семьи. Именно семья – союз мужчины и женщины, были под охраной Моисеева закона в Израиле. Всё что разрушало еврейскую семью, было запрещено Богом (Лев.20 гл.). Для этой счастливой семейной жизни Бог дал им не безжизненную пустыню, а землю “текущую молоком и медом”. Израильтяне любили жизнь во всех её проявлениях, разрешённых Богом. “Лехайм”, что значит — “за жизнь!”
“Это всё ветхий завет”, — возразят мне… “На смену “ветхому” пришли “новые”, более возвышенные идеалы служения Богу в виде безбрачия и аскезы”, — не раз приходилось мне слышать. Что ж… Давайте откроем “Новый завет” и внимательно начнем его читать.
Думаю, не без умысла Лука написал своё Евангелие, начав его не с крещения Иоанна, а немного раньше. Он начал с описания той благочестивой семейной обстановки в которой родились Иоанн и Иисус. Вот, что нам повествует Лука о родителях Иоанна — Захарии и Елизавете: «Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно». (Лук.1:6)
Оказывается, можно быть ПРАВЕДНИКОМ, живя полноценной семейной жизнью! Оказывается, человек имея мужа или жену, может жить — БЕСПОРОЧНО! А может они были «монахи в миру», и брак был лишь прикрытием их «ангельского жития»? Сейчас узнаем: «У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных». (Лук.1:7)
У этих ПРАВЕДНИКОВ не было детей, не потому, что оно жили «в чистоте», а потому что женщина не могла забеременеть. К чести Захарии, он её не бросил и не расценил бездетность как «перст Божий» указующий на то, чтобы остаток жизни провести «святыми телом и духом». О чем же он молится, находясь в преклонном возрасте?
«Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,
по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,
а все множество народа молилось вне во время каждения, —
тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.
Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лук.1:8-13)
Ангел является семейному человеку! Ангел Гавриил разговаривает с пожилым мужчиной, помышляющем ни где ни будь, а в храме Господнем, о сыне! В средневековых житиях, Ангелы уже являлись только аскетам. Бесплотные силы общались только с теми, кто уподобился им “ангельским” житием. Только великие угодники Божии, которые “ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии” (Матф.22:30), могли рассчитывать на подобные аудиенции. Поэтому Маркион Синопский живший во 2-ом веке, по-честному вырезал своими “аскетическими ножницами” все эти семейные истории из Евангелия от Луки, не удобные для его доктрины безбрачия. (Позднее, средневековые монахи оказались гораздо хитрее прямолинейного Маркиона. Они объявили его еретиком и первенцем сатаны, однако сами руководствовались теми же идеями.)
Спутник апостола Павла — Лука, свое Евангелие начинает с описания как беременные женщины Израиля исполнялись Святого Духа! Они исполнялись Духа и произносили возвышенные речи! А Еврейские дети, находясь ещё в утробе матерей, уже реагировали на голос Божий: “взыграл младенец во чреве ее” (Лук.1:41)
в духе и силе Илии
До тех пор, пока христиане будут взирать на поступки Иоанна из “монастырской избы”, они будут видеть в нем одну, сплошную аскезу (живет в пустыне; не ест, не пьёт; семьи не имеет). Однако, чтобы разобраться в поступках Иоанна, мы должны посмотреть на него не из “Оптиной пустыни”, а с горы Сион. Чтобы понять загадочные действия Предтечи, нам придется погрузится в мир пророков Израиля. Только хорошо зная жизнь еврейских пророков и культуру их поведения, можно правильно уяснить смысл не обычного поведения того, кто “больше пророка” (Матф.11:9).
Когда Иоанн приступил к проповеди покаяния и ему стали внимать люди, что вызвало большой резонанс в Израильском обществе, сыну Захарии задали вопрос: “И спросили его: что же? ты Илия?” (Иоан.1:21) Этот вопрос задали не зеваки из народа, а образованные столичные книжники, на зубок знавшие Писание. Почему они завели речь о древнем пророке Илии? Однажды разговаривая с православным священником об Иоанне Крестителе, я услышал типичную для представителя аскетического богословия, трактовку внешнего вида этого пророка. По мнению ортодокса, одежда Иоанна это – власяница (власяница — грубая волосяная одежда, которую носили на голом теле монахи-отшельники, смиряя свое тело). Если Иоанн – первый монах, значит его одежда из верблюжьего волоса – первая власяница нового завета, которую впоследствии одевали многие пустынножители, чтобы обуздывать свои телеса. Такой взгляд совершенно закономерен, если смотреть на всё и вся с “монастырских стен”. Помню, как я рассмеялся, услышав такое толкование внешнего вида Иоанна и задал собеседнику, наводящий вопрос о внешнем виде Илии. “Как выглядел Илия?”, — спросил я выпускника МДА (Московская Духовная Академия). Мой вопрос так и остался не отвеченным. Как вы думаете почему? Потому, что слугам “типикона” даже на “Новый завет” времени не хватает, а на книги “Ветхого” — тем более. А вот выпускники Иерусалимской Фарисейской Академии, глядя на внешний вид Иоанна, сразу поняли в чём дело. В его одежде они увидели не смирительную рубашку для тела, а подобие «милоти» Илии. Когда-то Елисею досталась в наследство от Илии его верхняя одежда – милоть (козья кожа), как внешний знак пророческого преемства. Теперь же Израиль в Иоанне увидел нового Илию. Действительно, образ жизни и внешний вид Иоанна всем напоминал Илию Фесвитянина. Вот описание внешнего вида Иоанна: “Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих” (Мар.1:6). А вот как выглядел Илия: “И сказал им: каков видом тот человек, который вышел навстречу вам и говорил вам слова сии?
Они сказали ему: человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим. И сказал он: это Илия Фесвитянин” (4Цар.1:7,8).
Иоанн был похож на Илию не только внешним видом и жизнью в пустыне, но и тем, что подобно древнему пророку смело обличил царя: “Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего” (Мар.6:18)
Иоанн, как выразился Ангел пришел “в духе и силе Илии”. И его противники так же были “в духе и силе” своих нечестивых предшественников. Иродиада была под стать древней, харизматичной Иезавели, пылая ненавистью к Иоанну и желая его убить. А малодушный Ирод, походил на безвольного царя Ахава, находившегося под влиянием своей злой жены. Если жизнь Иоанна была очень похожа на жизнь Илии, то почему жизненный финал у них был разный? Почему Илия не погиб и живым победоносно вознёсся на небо, а тому, кто “больше пророка” отрубили голову? Отвечая на этот вопрос, мы поймём почему Илия оказался в пустыне и на горе Хорив, на что так любят ссылаться сторонники аскетизма. Для них Илия – ветхозаветный аскет. На самом деле Илия руководствовался не духом аскетизма. Он был движим другим Духом.
В судьбе Израильского народа было много “черных полос”. Одной из самых печальных страниц избранного народа принято считать нашествие Вавилонской империи. День 9 ава, когда пал Иерусалим и был разрушен Храм Божий, у Евреев был отмечен печальным постом. Однако царь Навуходоносор, чья армия и разрушила Израильские святыни, благосклонно отнесся к пророку Иеремии: “А о Иеремии Навуходоносор, царь Вавилонский, дал такое повеление Навузардану, начальнику телохранителей:
возьми его и имей его во внимании, и не делай ему ничего худого, но поступай с ним так, как он скажет тебе”. (Иер.39:11,12)
Во времена же когда жил Илия, ситуация была намного хуже. Иезавель была большим злом для Израиля нежели Навуходоносор. Царь Халдеев разрушил город и храм, а царица Израиля целенаправленно убивала пророков Господних. Она истребляла пастырей Израиля и делала это с бешенной энергией. Именно по этой причине Илия и ушел в пустыню, спасаясь от неминуемой смерти. И дело не в страхе за свою жизнь. Илия думал, что он вообще остался один из пророков Господних. Он опасался, что с его смертью Израиль останется без того кто стоит в “проломе” (Иез.22:30). Переживая за дело Божие, Илия опасался и того, что он не успел оставить после себя наследника-пророка. Вот как он изливает Богу переживания своего сердца: “пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее” (3Цар.19:14). В ответ Бог утешил Илию известием о том, что он не один и вскоре у него появится духовный преемник: “Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя” (3Цар.19:16).
Именно по причине отступничества Израильского народа и преследования со стороны власти, Илии пришлось стать изгнанником: “скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли” (Евр.11:37,38)
Илия был изгоем в собственной стране и на него была объявлена охота. По этой причине его кормит то ворон, то Ангел Божий. По этой же причине он вынужден идти то в безлюдную пустыню, то отправится в изгнание, в чужую страну: “И было к нему слово Господне: встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя” (3Цар.17:8,9) Ирония судьбы Илии состоит в том, что ему оказали гостеприимство на родине Иезавели. А что же местные, Израильские вдовы? Разве они не приняли бы своего пророка? Вот какой комментарий тех событий дал Иисус Христос: “много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,
и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую” (Лук.4:25-26). Свои, перед носом Илии захлопывали двери и в любой момент могли сдать властям.
А вот где вынуждены были жить в это злое время другие пророки Господни, спасаясь от гнева Иезавели: “когда Иезавель истребляла пророков Господних, Авдий взял сто пророков, и скрывал их, по пятидесяти человек, в пещерах, и питал их хлебом и водою” (3Цар.18:4)
Будь у власти благочестивый царь, Илия ни в какую бы пустыню не пошёл. Он с удовольствием жил бы среди своего народа, а в праздник Пасхи съев несколько смачных кусочков жареного мяса и сделав пару глотков вина, на вопрос своего младшего сына, рассказал жене и детям историю славного исхода Израиля из Египетского рабства. Ведь многие пророки Израиля имели семьи и это нисколько не мешало им иметь близкие отношения с Богом.
В средние века всё изменилось. Отшельники уже добровольно жили в пещерах, питаясь хлебом и водой. Никто их туда не гнал. Монашество расцвело именно после Миланского эдикта Константина, когда гонения прекратились. Толпы мужчин и женщин, в мирное время, сами уходили в пустыни или глухие леса. А самые ревностные из них взбирались на какую-нибудь гору и жили там, подражая пророку Илии. Их звали — «святогорцы». Вот типичное обоснование монашеского жития из уст тех, кто эту “кашу” заварил: “Илия пророк сподобился получать пищу от ангелов, а это было не среди толпы народной, не в городе или в селе, а в пустыне” (Антоний Великий).
А ведь это не подражание, а бездумное копирование внешней стороны жизни древних праведников, без уяснения внутреннего смысла их поступков. Так Давид, спасаясь от гнева царя Саула, был вынужден прятаться от него в труднодоступных местах Израиля. Когда же и этого оказалось мало, то он иммигрировал к язычникам Филистимлянам. Там, чтобы не быть узнанным и остаться в живых, ему пришлось претворится безумным:
“И сказали Анхусу слуги его: не это ли Давид, царь той страны?.. И изменил (Давид) лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей.
И сказал Анхус рабам своим: видите, он человек сумасшедший; для чего вы привели его ко мне?” (1Цар.21:11-14)
Неужели подражание праведному Давиду должно вылиться в копирование этих действий? Неужели, чтобы стать как пророк Давид, чтобы иметь близкие отношения с Богом, надо пускать слюну по бороде? Впрочем, человеческой глупости удивляться не приходится. Находились такие, которые подражали и этому. Их называли – юродивыми. Они были в большом почёте у набожного народа.
вот я, пошли меня
Но была ещё одна весьма интересная сторона жизни Израильских пророков, которую на нескольких примерах мы сейчас рассмотрим. Пророки не только устно или письменно пытались вразумить народ, уклонившийся от заповеданного Богом. Эти посланники Божии, часто использовали наглядную агитацию. Делали они это только по прямому указанию от Бога. Никакой самодеятельности!
Вот пример из жизни пророка Иеремии: “Так сказал Господь: пойди и купи глиняный кувшин у горшечника; и возьми с собою старейших из народа и из старейшин священнических,
и выйди в долину сыновей Енномовых, которая у ворот Харшиф, и провозгласи там слова, которые скажу тебе,
и скажи: слушайте слово Господне, цари Иудейские и жители Иерусалима! так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я наведу бедствие на место сие, — о котором кто услышит, у того зазвенит в ушах,
за то, что они оставили Меня и чужим сделали место сие и кадят на нем иным богам, которых не знали ни они, ни отцы их, ни цари Иудейские; наполнили место сие кровью невинных
и устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу, чего Я не повелевал и не говорил, и что на мысль не приходило Мне…
И сделаю город сей ужасом и посмеянием; каждый, проходящий через него, изумится и посвищет, смотря на все язвы его…
И разбей кувшин пред глазами тех мужей, которые придут с тобою,
и скажи им: так говорит Господь Саваоф: так сокрушу Я народ сей и город сей, как сокрушен горшечников сосуд, который уже не может быть восстановлен”. (Иер.19:1-11)
Однако в особых, только Богу ведомых случаях, пророки использовали поистине уникальный способ для вразумления Израильтян. Не посторонний предмет или вещь служили для этой цели. Иной раз наглядной агитацией были они сами! Вот какое задание дает Бог пророку Иезекиилю:
“И ты, сын человеческий, возьми себе кирпич и положи его перед собою, и начертай на нем город Иерусалим;
и устрой осаду против него, и сделай укрепление против него, и насыпь вал вокруг него, и расположи стан против него, и расставь кругом против него стенобитные машины;
и возьми себе железную доску, и поставь ее как бы железную стену между тобою и городом, и обрати на него лице твое, и он будет в осаде, и ты осаждай его. Это будет знамением дому Израилеву.
Ты же ложись на левый бок твой и положи на него беззаконие дома Израилева: по числу дней, в которые будешь лежать на нем, ты будешь нести беззаконие их.
И Я определил тебе годы беззакония их числом дней: триста девяносто дней ты будешь нести беззаконие дома Израилева.
И когда исполнишь это, то вторично ложись уже на правый бок, и сорок дней неси на себе беззаконие дома Иудина, день за год, день за год Я определил тебе.
И обрати лице твое и обнаженную правую руку твою на осаду Иерусалима, и пророчествуй против него.
Вот, Я возложил на тебя узы, и ты не повернешься с одного бока на другой, доколе не исполнишь дней осады твоей.
Возьми себе пшеницы и ячменя, и бобов, и чечевицы, и пшена, и полбы, и всыпь их в один сосуд, и сделай себе из них хлебы, по числу дней, в которые ты будешь лежать на боку твоем; триста девяносто дней ты будешь есть их.
И пищу твою, которою будешь питаться, ешь весом по двадцати сиклей в день; от времени до времени ешь это.
И воду пей мерою, по шестой части гина пей; от времени до времени пей так.
И ешь, как ячменные лепешки, и пеки их при глазах их на человеческом кале.
И сказал Господь: так сыны Израилевы будут есть нечистый хлеб свой среди тех народов, к которым Я изгоню их.
Тогда сказал я: о, Господи Боже! душа моя никогда не осквернялась, и мертвечины и растерзанного зверем я не ел от юности моей доныне; и никакое нечистое мясо не входило в уста мои.
И сказал Он мне: вот, Я дозволяю тебе, вместо человеческого кала, коровий помет, и на нем приготовляй хлеб твой.
И сказал мне: сын человеческий! вот, Я сокрушу в Иерусалиме опору хлебную, и будут есть хлеб весом и в печали, и воду будут пить мерою и в унынии,
потому что у них будет недостаток в хлебе и воде; и они с ужасом будут смотреть друг на друга, и исчахнут в беззаконии своем” (Иез.4:1-17)
Ну как? Кто хочет из вас быть пророком Господним? Думаю, что после знакомства с этой историей, количество желающих стать пророком Всевышнего, резко поубавится.
Тому же Иезекиилю Бог дал ещё одно задание, который не всякий человек выдержит: “И было ко мне слово Господне: сын человеческий! вот, Я возьму у тебя язвою утеху очей твоих; но ты не сетуй и не плачь, и слезы да не выступают у тебя;
вздыхай в безмолвии, плача по умершим не совершай; но обвязывай себя повязкою и обувай ноги твои в обувь твою, и бороды не закрывай, и хлеба от чужих не ешь.
И после того, как говорил я поутру слово к народу, вечером умерла жена моя, и на другой день я сделал так, как повелено было мне.
И сказал мне народ: не скажешь ли нам, какое для нас значение в том, что ты делаешь?” (Иез.24:15-19)
Каково? У Иезекииля случилось горе (умерла жена), однако он не должен печалится. Он должен делать вид, что ничего особенного не произошло. Вот какие задания от Бога, получали пророки. Вот на какие жертвы им приходилось идти, ради спасения людей. Это были люди особой породы. Это был “спецназ” Господень. После прочитанного, становится более понятной, странная на первый взгляд фраза, некогда сказанная Богом: “И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?” Множества желающих быть как Илия, не наблюдалось. Впрочем, такие смельчаки как Исаия, все же находись: “И я сказал: вот я, пошли меня” (Ис.6:8).
Итак, отметим ключевые фразы особого задания, данного Богом особому человеку — пророку. Иезекииль – это пророк особого назначения. Он, и это очень важно понять, был посвящен в тайну своего необычного поведения. То есть его действия были осмысленными и делал он это не по своему произволу. Пророк получал от Бога четкий, пошаговый инструктаж. Все это нам пригодится для разгадки поведения Иоанна Крестителя. Итак, вот эти фразы: “Это будет знамением дому Израилеву” (Иез.4:3); “… ты будешь нести беззаконие их” (Иез.4:4); “Я определил тебе… беззакония их… ты будешь нести беззаконие дома Израилева” (Иез.4:5); “… неси на себе беззаконие дома Иудина” (Иез.4:6); “Вот, Я возложил на тебя узы …” (Иез.4:8); “не скажешь ли нам, какое для нас значение в том, что ты делаешь?” (Иез.24:19)
Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню
Во внешнем виде, месте жительства и смелых поступках Иоанна, трудно было не узнать древнего пророка Илию. Для чего же понадобился этот благочестивый театр? Что всем этим хотел сказать Иоанн?
Образованные евреи из священного Писания знали, что накануне явления долгожданного Мессии, Бог пошлет Илию. Вот как об этом предвозвестил пророк Малахия: “Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного” (Мал.4:5). Этим “Илией” и стал Иоанн. “И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти” (Матф.11:14), — сказал Иисус о нем. Иоанн Креститель собой, наглядно дал понять народу Израиля, что долгожданное время пришло. Пришло время Мессии, и Он вот-вот появится. Чтобы достойно встретить Того, о ком говорили Моисей и пророки, необходимо вести благочестивую жизнь. Если же кто-то находится в грехе, то необходимо искренно покаяться, что и сделали мытари и блудницы. Внешним выражением покаяния, стало водное омовение – крещение.
Однако в Иоанне Крестителе, Израильский народ должен был увидеть не только Илию. По замыслу Премудрого Бога, пророк Иоанн собой изобразил нечто, что спустя 300 лет начнут бездумно копировать монахи, не поняв смысла его действий. Любимым занятием монашествующих был пост и молитва-плач. Даже если монах не находился в пустыне, а жил в городе, он непременно часто постится и подлогу молится. Эту практику, продолжительных по времени “служб” и продолжительных постов, посредством церковных уставов, монашествующий епископат навязал всем членам церкви, обязанным 2/3 года жить как монахи.
Вы когда-нибудь видели постника, который, своих учеников направлял бы к другому учителю, который не постится? Вы когда-нибудь слышали об аскете, которого радовало, что у соседнего проповедника, который ест мясо и пьет вино, учеников становится все больше и больше? Таким странным “аскетом” был Иоанн. Такая ситуация вызывала недоумение, и у Иисуса потребовали объяснения: “почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?” (Лук.5:33) Более того! Ученики Иоанна, оставшиеся верными своему учителю, приревновали Иисуса к своему наставнику: “Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении” (Иоан.3:25).
Действительно, поведение Иоанна более чем странно. Он направляет всех, включая своих ближайших учеников к Иисусу, однако сам в Его команду не вливается. Почему? Если бы Иоанн перестал постится и оказался рядом со Христом, все вопросы бы сняты. “Святые отцы” средневековья лишились бы своего главного козыря. Такого Иоанна Крестителя трудно было бы впоследствии назвать “первым монахом”. Действительно, почему он не изменил стиль своего поведения и при живом Иисусе “играющем на свирели”, Иоанн по-прежнему “поет печальную песнь”? (Матф.11:17). О, Иоанн, — “не скажешь ли нам, какое для нас значение в том, что ты делаешь?” (Иез.24:19)
Если появляется Иезавель, Бог посылает Илию! Если есть Иродиада, значит придет Иоанн! Если христиан вовлекают в аскезу, обманывая примером Иоанна Крестителя, значит этому должно быть противоядие! Должен же быть достойный ответ от Бога, который приведет в молчание наших противников!
Иисус обещал Своим последователям: “Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам” (Лук.21:15)
Сейчас вы поймете красивейший замысел Творца, Который и создал такого Иоанна. Сейчас мы воскликнем вместе с Иисусом: “славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам” (Матф.11:25). Сейчас мы поймем Давида, без ложной скромности произнесшего:
“Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною.
Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих.
Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню”. (Пс.118:98-101)
Вот, Я возложил на тебя узы
Чтобы понять причину такого поведения Иоанна, необходимо обратить внимание на его ответ фарисеям: “И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.
Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?
Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.” (Иоан.1:21-23)
Иоанн цитирует Исаию. Ни для кого не секрет, что Исаию часто называют ветхозаветным евангелистом. Действительно, перу Исаии принадлежит огромное количество пророчеств о царстве Мессии. Но уникальность Исаии, не только в количественном превосходстве, по сравнению с другими пророками. Исаия так ярко и разнообразно описал счастье пребывать в блаженном царстве Христа, что читающие не редко воспринимают его тексты за несбыточную реальность, ожидая их исполнения где-то там в “небесах”. Согласно Исаии, в царстве Мессии нет больных, хромых, слепых, увечных и злых грешников. Там царствует справедливость и мир. В царстве Божием все мудры, молоды, здоровы, веселы, и сыты. Счастья и радости так много, что оно льется через край. Блаженство наполняет собой всё и вся, так что даже волк и лев изменили свой характер и мирно возлежат вместе с козленком. Вот лишь некоторые картины, из пророчеств Исаии:
“И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых.
И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля,
потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды,
которые запутывают человека в словах, и требующему суда у ворот расставляют сети, и отталкивают правого” (Ис.29:18-21)
“И Он даст дождь на семя твое, которым засеешь поле, и хлеб, плод земли, и он будет обилен и сочен; стада твои в тот день будут пастись на обширных пастбищах.
И волы и ослы, возделывающие поле, будут есть корм соленый, очищенный лопатою и веялом.
И на всякой горе высокой и на всяком холме возвышенном потекут ручьи, потоки вод, в день великого поражения, когда упадут башни.
И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы.” (Ис.30:23-26)
“А у вас будут песни, как в ночь священного праздника, и веселие сердца, как у идущего со свирелью на гору Господню, к твердыне Израилевой.” (Ис.30:29)
“Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс;
великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего…
Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся.
Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи — потоки.
И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля — в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша…
И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.” (Ис.35:1-10)
“Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их.
Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю — источниками воды;
посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе.” (Ис.41:17-20)
“возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его. (Ис.61:3)
Обратите внимание, что все пророчества, все картины, нарисованные Исаией, строятся по очень простой схеме. А именно: было – стало, плохо – хорошо, Мессии нет – Мессия пришёл. Поведение Иоанна и Иисуса, это – наглядная иллюстрация, пророчеств Исаии. Поведение Предтечи и Христа, совершенно в духе поступков древних пророков. Поведение пророка и Мессии, полностью укладывается в привычную для Евреев, религиозную культуру, в которой Бог воспитывал их издревле. Это именно тот “язык жестов”, который Израильтяне легко должны были понять.
Иоанн — это “пустыня и сухая земля”. Креститель — это “страна необитаемая” и “призрак вод”. Он — “жаждущая земля, печаль и воздыхание” человеческого сердца жаждущего Бога, из картин Исаии.
Долгожданный Мессия – это “ручьи” и “потоки вод”! Иисус — это “торжество и ликование”! Христос — это “радость и веселье” человеческого сердца, из исполнившихся пророчеств ветхозаветного евангелиста. Вечная тема противопоставления одного на фоне другого. Иоанн – Иисус. Плачь – елей радости. Унылый дух – славная одежда. Слезы покаяния – счастье спасения! Вопль о помиловании – радость прощения! Прах и пепел – ризы спасения и венец!
Вспомните пророка Иезекииля. Думаете ему было приятно лежать на левом боку 390 дней, есть нечистый хлеб приготовленный на коровьем помете и пить воду мерой? Он голодал. Его рацион составлял всего 20 сиклей хлеба в день, что составляет 240 грамм. А воды в день, он имел право выпить только “по шестой части гина”, что составляет пол литра. Делал он это не по своей инициативе, а по особому заданию от Бога, изображая собой участь грешников. “Это будет знамением дому Израилеву” (Иез.4:3); “ты будешь нести беззаконие их” (Иез.4:4); “Я определил тебе… беззакония их… ты будешь нести беззаконие дома Израилева” (Иез.4:5); “… неси на себе беззаконие дома Иудина” (Иез.4:6); “Вот, Я возложил на тебя узы …” (Иез.4:8)
Так и Иоанн Креститель! Ему конечно хотелось присоединится к апостолам и влиться в команду Иисуса. Однако он получил особое задание от Бога, в течение своего не долгого служения, изображать собой “пустыню и сухую землю” человеческих сердец, жаждущих спасения от греха. Вот почему в то время, когда Христос уже “играл на свирели”, Иоанн продолжал петь “плачевную песнь”, — плакал и постился. Его предшественники пророки, отваживались на подобные поступки, только по прямому указанию от Бога. И Иоанн действовал так, лично получив от Господа такую заповедь — “был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии” (Лук.3:2) Вот как выглядит другой перевод этого предложения: “Бог обратился с особой вестью к сыну Захарии Иоанну” (Лук.3:2). Особенные поступки Иоанна – не его прихоть или самодеятельность. Сценарий его действий написал Сам Бог! Иоанн конечно всей душой желал быть рядом с Иисусом и нести людям радостную весть. Однако он словно древний Моисей, всё понимая, лишь издали посмотрел на “обетованную землю” и остановился у самой черты.
Эту мысль о благочестивом распределении ролей между пророком и Христом, хорошо подтверждает эпизод крещения Иисуса. Иоанн крестил кающихся грешников. Когда же к нему подошел Христос с намерением принять крещение, произошла заминка: “Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?”(Матф.3:14) Действительно, Иисус грешником не был и каяться ему было не в чем, поэтому Иоанн и не хочет Его крестить. Недоумение Иоанна разрешает Христос: “Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.” (Матф.3:15) Что значит исполнить “всякую правду”? “Правдой” или “оправданием” назывались заповеди и требования Божии. Человек оправдывался, исполняя то, что хотел Бог. Поэтому Христос как бы говорит Иоанну: “Не смущайся, крести Меня как всех. После уразумеешь. У тебя своё задание от Бога, а у Меня своё”.
Когда Иисус стал учить и проповедовать Евангелие, Иоанн всех посылал к Нему. Этот пророк отправлял в команду Христа и своих ближайших учеников. Апостол Андрей, — это бывший ученик Иоанна. Однако не все его ученики пошли за Иисусом. Видя, что Иоанн ведет прежний образ жизни они, не поняв его действий и проявляя упорство, оставались по-прежнему около него. И это несмотря на откровенную речь Иоанна:
“Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.
Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.
Ему должно расти, а мне умаляться” (Иоан.3:28-31)
Не смотря на всё это, некоторые ученики Иоанна никак не могли оставить любимого учителя и пойти на пир к Иисусу. А в это время над Иоанном уже стали сгущаться тучи. Иродиада подобно древней Иезавели злобилась на пророка. Почему он как Илия не ушел в пустыню и тем спас бы свою жизнь? Потому, что заботился о тех своих учениках, которые по-прежнему соблазнялись Иисусом? Он, находясь уже в заточении, делает последнюю попытку оторвать от себя своих учеников, не понимающих сути происходящего. Иоанн посылает их с вопросом: “Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?” (Лук.7:19).
Некоторые считают, что Иоанн действительно сам сомневался и желая окончательно удостоверится, послал двоих учеников к Иисусу. Но точно так же когда-то Моисей послал 12 соглядатаев в обетованную землю не потому, что сомневался в её плодородии. Моисей хотел, чтобы посланные сами убедились в правдивости обещанного Богом. Моисей желал, чтобы они сами, собственными глазами увидели землю “текущую молоком и мёдом”, и рассказали об этом другим. Так же поступил и Иоанн. Он выбрал двух скептиков и послал их с вопросом как бы от себя. Те, с умным видом, пришли к Иисусу, выполняя задание своего учителя.
Тот, кто находясь ещё в утробе матери моментально отреагировал на голос Марии, беременной Иисусом. Тот, кто сразу же указал на Христа, хотя видел Его впервые: “вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира” (Иоан.1:29), нисколько не сомневался. Иоанну пришлось изобразить сомнение и таким образом отправить упертых учеников, собственными глазами и ушами, убедится в истине. Да, опять благочестивый театр. Илией он был. Иссохшей пустыней был. Теперь пришлось стать скептиком на время. И всё это для спасения людей. Иоанн выполнил особое задание от Бога, ценой собственной жизни.
Иисус, понимая в чем дело, поддерживает эту “игру” и отвечает, как бы Иоанну: “И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали” На самом же деле Христос говорит для них самих. Иисус выкладывает неопровержимые доказательства исполняющихся пророчеств Исаии: “слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне!” (Лук.7:22-23)
Как только посланники ушли, Христос, чтобы оправдать поступок Иоанна, произносит: “что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?” (Лук.7:24), тем самым полностью закрывая тему “сомнения” Иоанна. А так как Креститель, на тот момент был уже в тюрьме, откуда живым он уже не выйдет, и что бы это событие не соблазнило Израильтян, Иисус ставит Иоанна на первое место среди пророков: “Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка” (Лук.7:26). Люди ведь любят победителей, а не побежденных. Неудачники не пользуются уважением. Иудеи помнили, что Илия вышел победителем в борьбе с Иезавелью, погибшей будучи выброшенной из окна. Поэтому, чтобы заточение и последующую казнь Иоанна, Израильтяне не расценили как его проигрыш, вследствие оставления Богом, для этого Христос и произнес: “Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя” (Лук.7:28)
здравого учения принимать не будут
Визитной карточкой средневековой ортодоксии являлись всевозможные сказания о разнообразных чудесах и подвигах из жизни т.н. “святых”. Жития тех, кто спасал свою душу уходя из мира, кто умерщвлял свое тело суровым постом, изгоняя из себя страсти, передавались из уст в уста, обрастая все новыми и новыми подробностями. Всё это старательно записывалось, постепенно превращаясь в официальное предание Церкви, и служа образцом для подражания. Всё это овладевало умами людей, подменяя собой подлинное Евангелие. Этот феномен “апостасии” Церкви, заранее предвидел апостол Павел:
“Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
и от истины отвратят слух и обратятся к басням.” (2Тим.4:3-5)
Бывший фарисей Савл, не по наслышке знал, как лукавое человеческое сердце изобретательно на зло. Люди обязательно придумают способ уклонится от Евангелия, под благовидным предлогом. Аскетизм выглядел очень привлекательно и весьма эффективно отвлекал людей от апостольского учения, будучи на самом деле теми самыми “широкими вратами и пространным путем”. Как выразился в свое время пророк Исаия: “И благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих” (Ис.28:13)
Спрос рождает предложение. В средневековье был колоссальный спрос на религиозные басни с аскетической начинкой. Люди жадно впитывали информацию о подробностях из жизни аскетов “не от мира сего”. Поэтому не удивительно, что средневековые баснописцы приложили свою руку и к жизнеописанию Иоанна Крестителя. Что же такое они могли приписать к тому, что мы находим у Матфея, Марка, Луки и Иоанна? Исходя из не здорового интереса религиозной людской массы ко всему необычному из жизни постников-пустынников, не трудно догадаться какой отрезок жизни Иоанна, подвергся ортодоксальному мифотворчеству. Действительно, Лука описал чудесное рождение Иоанна, а дальше мы видим сына Захарии уже в зрелом возрасте, вышедшим из пустыни на проповедь покаяния. А как же протекала жизнь величайшего из пророков до сего момента? Монашеский ум, представить себе не мог крамольную мысль, что “глас вопиющего в пустыне”, до тридцатилетнего возраста жил обычной “мирской” жизнью. Если люди будут медлить с уходом в пустыню до тридцати лет, то они за это время того и гляди семьей обзаведутся. А в монастыри зазывать молодых людей, не связавших себя узами брака, гораздо сподручней.
Вот в какую хитросплетенную басню нам предлагает поверить составитель житий святых, Димитрий Ростовский: “После Рождества Господа Иисуса Христа, поклонения пастырей и волхвов, предсказавших рождение нового Царя израильского народа, нечестивый правитель Ирод повелел умертвить всех младенцев, чтобы продолжить собственное царствование и не иметь соперников. Услышав об этом, святая Елисавета ушла со своим сыном в пустыню, где скрывалась в пещере. Святой Захария как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием узнать местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно. За отказ оказать содействие он был убит прямо в храме. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый ангелом, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии. Еще в юных летах Иоанн избрал необыкновенный образ жизни: он удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и, поселившись в одной из диких пещер, в молитве и посте пробыл здесь до тридцатого года своей жизни”
Во-первых, перед нами бессовестная подтасовка фактов. Иоанн был сыном священника, а потомки Аарона жили в особых городах для священнослужителей. Вспомните как дева Мария пошла навестить мать Иоанна “в нагорную страну, в город Иудин” (Лук.1:39). Ирод же послал избить младенцев от двух лет и ниже, не по всей Иудеи, но только: “в Вифлееме и во всех пределах его” (Матф.2:16). Городом священников Вифлеем не был.
Во-вторых, Иоанн в этой православной байке предстает этаким “еврейским Маугли”. Если бы Креститель действительно жил в пустыне с раннего детства до тридцати лет, то он не то, что проповедовать, — разговаривать толком не умел бы. Такой Иоанн совершенно не знал бы реальной жизни, был безграмотным и как следствие, никаких дельных советов не смог бы дать ни войнам, ни мытарям, ни тем более царю Ироду. К тому же такая биография Иоанна, резко диссонирует с жизнью Моисея и Иисуса. Моисей, будучи спасаемый матерью от неминуемой смерти, младенцем попал на воспитание к людям, — в дом Фараона. Когда будущий вождь Израиля, был вынужден бежать от гнева Египетского царя, то Господь усмотрел ему пристанище у Мадиамского священника Иофора, где Моисей женился и обзавелся детьми. Когда над Иисусом нависла смертельная опасность, то Ангел повелевает Иосифу взяв Марию и Младенца, спасаться в Египет. После смерти Ирода, Ангел велит Иосифу вместе с Младенцем и Марией, вернутся в Израиль. На этих двух примерах хорошо видно, что Бог желает, чтобы мы жили среди людей, знали жизнь и не были инопланетянами по отношению к современникам.
В-третьих, жизнь до тридцатилетнего возраста, вне общества Израильского, никак не оправдывала Иоанна с позиции соблюдения Моисеева Закона. Когда умер Ирод, Иисус возвратился в Израиль, поселившись в Назарете. Иисус рос в Израильском обществе соблюдая все постановления Закона. А Иоанн выставлен монахами не просто отщепенцем, но грубым нарушителем Моисеева законодательства. Иисус приходил в установленное время в Храм на поклонение, соблюдал Пасху и прочие праздники, а также обязательные правила закона, без чего была немыслима жизнь благочестивого Еврея. Иоанн же после того как опасность миновала, согласно “святых отцев” по-прежнему живет в пустыне, игнорируя эти требования Бога. Ну какое моральное право имел такой человек, обличать отступников от Закона, когда он сам тридцать лет его не исполнял? Но монах Иоанн Златоуст не унимается: «Он жил в пустыне, как на небе, вознесшись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, препровождая все время в песнопениях и молитвах, и удалившись от общества людей, непрестанно беседовал с Единым Богом».
Те, кто придумал миф о том, что величайший пророк Господень, с детства до тридцати лет жил в пустыне, были движимы тем же духом, что и Маркион Синопский. Этот еретик второго века считал Бога Иудеев – неумелым демиургом. Маркион признавал только Евангелие от Луки, которое он очистил от истории рождества Христова. В этом, очищенном от всего Иудейского повествовании, Иисус не рождался и не был младенцем, но просто явился в 15-й год царствования императора Тиберия как Неведомый миру Бог в мнимом теле человека. Почему биография Иисуса подверглась такой правке? Потому, что семью Маркион считал отжившим институтом ветхого завета, и задумкой всё того же Бога Евреев. Маркион был слишком откровенен. А вот средневековые монахи оказались гораздо хитрее его. Они, воспользовавшись пробелом в биографии Иоанна, придумали красивую историю о его пребывании в пустыне под руководством бестелесного Ангела. Этой, благочестивой на первый взгляд историей, они изъяли Крестителя из семьи. Основной посыл этого “предания” — семья для воспитания пророка не нужна. Иисуса воспитывала дева, а Иоанна – бесплотный Ангел. Вы понимаете к чему они клонили?
И всё же, сколько времени пророк Господень провел в пустыне, питаясь акридами и диким мёдом? Давайте порассуждаем… Иоанн родился от престарелых родителей. Явно, что он исполняя заповедь Божию о почтении к отцу и матери, пребывал с ними до самой их смерти. Иисус вышел на проповедь в тридцать лет и Иоанн так же не мог выйти на общественное служение раньше тридцати. Известно, что Иоанн был старше Иисуса на полгода. Значит Креститель мог находится в пустыне не более этого срока. Иисус до тридцати лет жил среди Израильского народа, ничем особенно не выделяясь. Когда же Он стал учить людей и у Него появились ученики, это стало неожиданностью для родни. Его Мать с родственниками пришла образумить Сына: (Матф.12:47; Мар.3:32). Подобное было и с Иоанном. Он так же, как и Иисус до тридцати лет жил среди Израильтян, а потом ушел ненадолго пустыню за Иордан, что было полной неожиданностью для людей, знавших его прежде. Когда же Иоанн, в одежде Илии, вышел на общественное служение, стал проповедовать покаяние и крестить в Иордане, к нему так же пришли. Иисус был из Иудина колена, поэтому к Нему пожаловали Мать с братьями и сестрами. Иоанн же был из священнического рода, поэтому к нему пришла делегация, состоящая из священников и левитов: “И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?” (Иоан.1:19).
Активная деятельность Иоанна, одетого как древний Илия, его пламенная проповедь покаяния, крещение народа и обличение царя Ирода, так же вызвали у его родственников (левитов и священников) – недоумение. Тот, кто еще полгода назад жил среди них, вдруг предстал пред ними в новом обличии. Поэтому левиты и священники беседуют с ним, а Иоанн, зная с кем говорит, отвечает им грамотно цитируя Исаию пророка. Если бы Иоанн, как учат монахи, с детства жил вне Израильского общества, а потом вдруг пришел к Иудеям и стал их учить, то его бы сочли за язычника-чужака, и отнеслись бы к нему с большим подозрением. Чем бы он доказал, что он Иудей? В том то и дело, что народ его знал прежде и Иоанну не было нужды доказывать, что он свой.
Доказательством, правильности моих рассуждений служит история возвращения Моисея. Он, спасаясь от гнева Фараона, на сорок лет пропал из поля зрения своих единоплеменников. Поэтому, чтобы Израильтяне без лишних проволочек приняли Моисея за своего, Бог помогает ему идентифицироваться. Господь открывает Моисею Свое Имя:
“И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?
Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам.
И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род.
Пойди, собери старейшин Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, Исаака и Иакова, и сказал: Я посетил вас и увидел, что делается с вами в Египте”. (Исх.3:13-16)
Бог дополнительно наделяет его даром чудотворения:
“И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь?
И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл.
Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него.
И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его; и он стал жезлом в руке его.
Это для того, чтобы поверили, что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова.
Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег.
Еще сказал: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его.
Если они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения другого;
если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды [из] реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше”. (Исх.4:1-9)
Но Моисей косноязычен, поэтому Бог так решает эту проблему:
“И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, [и] [таков был] и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен.
Господь сказал: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь?
итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить.
Моисей сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать.
И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить, и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем;
ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать;
и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога” (Исх.4:10-16)
Господь максимально упрощает первый контакт Моисея со своим народом, посылая ему навстречу его родного брата Аарона:
“И Господь сказал Аарону: пойди навстречу Моисею в пустыню. И он пошел, и встретился с ним при горе Божией, и поцеловал его.
И пересказал Моисей Аарону все слова Господа, Который его послал, и все знамения, которые Он заповедал.
И пошел Моисей с Аароном, и собрали они всех старейшин сынов Израилевых,
и пересказал Аарон все слова, которые говорил Господь Моисею; и сделал Моисей знамения пред глазами народа,
и поверил народ; и услышали, что Господь посетил сынов Израилевых и увидел страдание их, и преклонились они и поклонились”. (Исх.4:27-31)
А Иоанна не нужно было представлять Израильтянам. Его и так знали священники и левиты, поэтому никакой нужды в чудесах не было: “Иоанн не сотворил никакого чуда” (Иоан.10:41). И красноречивый Аарон не был нужен Иоанну, так как он не был “пустынным Маугли”, но был образован, будучи воспитан не в “дикой пещере”, а в священнической среде, и как следствие этого — умел говорить к народу.
запрещающих вступать в брак
Для меня всегда было непонятно, как великие каппадокийцы, люди профессорского ума, не смогли понять такое простое и не сложное учение о спасении одной верой в Иисуса? Почему все свелось к безбрачию и посту? Как Иоанны Златоусты, Василии Великие и Григории Богословы, не увидели предупреждения апостола Павла?:
“Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским,
через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,
запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением” (1Тим.4:1-4)
Сам же Павел даёт на это ответ: “как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня”. (Рим.11:8)
В четвертом столетии, князь мира сего провел блестящую спецоперацию, по разложению церкви. Не зря дух лжи хвастался Иисусу: “Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее” (Лук.4:6)
Церковь Христа с самого начала своего существования жила в окружении языческой греко-римской цивилизации, которую контролировал дьявол. Этот злой дух ловко использовал римскую и греческую составляющую античного мира, для обмана христиан. Власть была прерогативой Рима, а греческое мировоззрение дало миру – философию. Через мнимое покаяние императора Константина, дьявол склонил церковь к сожительству с сильными мира сего. А через античную философию лукавый дух заразил христиан языческим аскетизмом. Сатана мастер лжи, причем лжи изощрённой: “И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света” (2Кор.11:14).
Ранее невозможно было, заставить церковь доверится римским императорам. Поэтому дух лжи привел к власти якобы покаявшегося императора, который отныне будет “покровительствовать” церкви. Раньше, только в страшном сне могло привидится, что бы епископы церкви проповедовали учение Сократа, Платона и Аристотеля. Для этого в четвертом столетии, лукавый дух дал дорогу к епископским должностям людям, получившим языческое философское образование, и воспитанных на идеях Платона, — “сома сэма” (“тело как гробница”). Они пропитанные духом неоплатонизма, истолковали поступки Илии и Иоанна Крестителя, в духе греческой философии. С этого времени, с высоких церковных кафедр, под видом Евангелия стал совершенно легально проповедоваться неоплатонизм, тщательно задрапированный в епископские мантии. С этого времени расцветает монашество, вытесняя семью на обочину духовной жизни, а аскеза становится главной идеологией имперской церкви, пропитывая собой всё и вся.
беспечность глупцов погубит их
Пусть молодой парень или девушка, собирающиеся в монастырь, не торопятся ломать себе судьбу. Пусть прочтут эту статью и призадумаются. А если кто-то уже совершил эту весьма распространенную ошибку, то никогда не поздно ее исправить.
«Глас вопиющего в пустыне» учит нас отнюдь не идти в безводную пустыню, а покинуть её и идти в царство Христа, где “древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой” (Откр.22:2). Тот, кто отдал свою жизнь за семейные идеалы, повелевает нам отбросить мрачную аскезу и отправится на брачный пир к Иисусу (Матф.22:10). Бегите из “монастырской избы”! “Бегите из среды Вавилона и спасайте каждый душу свою, чтобы не погибнуть от беззакония его” (Иер.51:6). Злой “шепот монаха” да не смущает вас. “Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь” (Ис.51:7). Современные Алёши, — не обращайте внимание на “монастырское шушуканье” очередного старца Зосимы! “Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света.” (Ис.8:20)
Надеюсь, что моя речь была внятной, а библейский язык, которым я изъяснялся, не был для читателей “лепечущими устами” (Ис.28:11). Каждый христианин обязан знать Библию. Священное Писание должно быть настольной книгой не только тех, кто учит, наставляет и проповедует. Слово Божие, — для всех христиан, как для учащих, так и для учащихся. Это единый учебник от Учителя-Бога, где каждый найдет полезное для себя, что бы на всех членах Церкви исполнилось пророчество Исаии: “ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море” (Ис.11:9).
Не может быть духовного роста христианина в обход Библии: “Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений” (Ос.6:6). Не может быть духовной мудрости вне Писания: “Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя” (Ос.4:6) Не может быть наставления в праведности, вопреки пророков и апостолов, иначе это не наставление, а “наставление рогов”. Чтобы эта печальная участь вас не постигла. Чтобы вы не оказались обманутыми религиозными мошенниками, которые так и норовят вас поскорее “воцерковить” — “исследуйте Писания” (Иоан.5:39). “Воцерковляйтесь” исследуя Библию, а не довольствуйтесь поверхностным ознакомлением с ней, тратя драгоценное время на “типикон”. “Скажи мудрости: «Ты сестра моя!» и разум назови родным твоим” (Прит.7:4) Скажите Прискилле – ты сестра моя, а Акила пусть станет родным твоим (Деян.18:26). Только так ты станешь новым Аполлосом! Только так ты станешь “сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело” (2Тим.2:21) Вникайте и углубляйтесь в дошедшие до нас тексты древних пророков и письма апостолов, — и вы будете вознаграждены Богом! Пока есть время “остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим.” (Иер.6:16) Пока есть время: «слушайте звука трубы» (Иер.6:17) Иначе вас обязательно введут в заблуждение и на вас исполнится это слово:
“Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего;
и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.
За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас;
когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.
Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.
За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня,
не приняли совета моего, презрели все обличения мои;
за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.
Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их,
а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла» (Прит.1:24-33)