ПОСЛАНИЕ ИАКОВА - ЗАКЛАДКА В КАНОНЕ

Прежде чем мы начнем вникать в один из древнейших рукописных памятников религиозной мысли, я хочу вспомнить эпизод из моей жизни, который подвиг меня задуматься и пересмотреть свое отношение к одному Посланию (т.н. Послание Иакова),  включенному в канон книг Нового Завета. Господь часто использует обстоятельства нашей жизни, чтобы сказать нам нечто новое и полезное.
Как-то мне пришлось провести несколько долгих зимних вечеров-бесед с православным священником. Это был не полуграмотный сельский поп, а образованный человек из интеллигентной семьи. Темы бесед был разные, но все сводилось к одной, от которой проистекали все другие – «спасение по вере». Как известно, православное (и не только) учение отвергает идею о том, что праведность, т.е. оправдание пред Богом, можно получить посредством одной веры в Иисуса. Доказательства своей правоты спорящие стороны приводят разные, но последним аргументом обычно является Священное Писание, как последняя инстанция. И каждый стремится в подтверждение своих слов, цитировать текст Библии, как самый сильный и последний аргумент. Так было и нашем случае.
Сразу оговорюсь, — я бывший православный. Моя молодость (десять лет), прошла под знаменами этого учения, теперь же я с 09.12.2000 нахожусь в благодати, и стараюсь каждому человеку засвидетельствовать о простом и доступном для каждого грешника способе примирится с Богом и получить вечную жизнь. Этот способ – вера в Евангелие Иисуса Христа.
Я свидетельствовал своему собеседнику о моей прошлой жизни, о том, как я был ревностным православным и как все закончилось нравственным падением, причем падение было настолько глубоким, что ортодоксальные способы исцеления уже не помогали, и я все больше погружался во тьму греха и безысходности. Уже тогда другие люди, свидетельствовали мне о спасении через веру, но разум мой был обложен словно толстым слоем ваты и до меня «не доходило». Когда же положение мое и без того плохое, ухудшилось, совершенно неожиданно для меня Иисус протянул мне руку спасения. Я же только ухватился за нее верой, так как кроме этого у меня на тот момент ничего за душой не было. Все мой прежние «очки» и «баллы» сгорели. И о чудо, в тот же момент я получил исцеление от всех моих грехов и почувствовал себя чистым и непорочным сыном Бога.
И как после, я глазами мокрыми от слез заново читал Новый Завет, и не понимал, как же я раньше, читая многократно все это, не видел учения об оправдании верой, о котором написано практически всюду. Особенно ярко и много об этом писал Апостол Павел в своих письмах.
Мой оппонент в ответ замечал, что святые отцы не знали этого учения о спасении одной верой. И коль я цитировал из писем Павла, то и он, в подтверждение своей правоты цитировал из Библии. Он приводил цитаты из послания Иакова: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?» (Иак. 2:14)
В ответ, я пытаясь пояснить свою позицию говорил, что после того как человек получит спасение, он конечно же будет жить по-другому. Бывший вор – пойдет работать, бывший прелюбодей станет верным мужем и т.д., но это будет следствием глубокой перемены человека, а не средством примирится с Богом. Следствием, а не средством!
Но мой собеседник подкреплял свою мысль, опять ссылкой на послание Иакова: «человек оправдывается делами, а не верою только?» (Иак. 2:24)
Павел так же писал о важности нравственного образа жизни христианина, но ему в голову не пришло написать такую фразу: «человек оправдывается делами». Он с точностью до наоборот пишет: «мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел» (Рим 3:28.)
Причем эту мысль он повторяет многократно: «вы спасены через веру, … не от дел» (Еф. 2:8-9).
И еще: «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим. 4:5)
И еще: «однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами» (Гал. 2:16).
Как еще яснее и недвусмысленней выразить мысль, о том, что одной веры достаточно для спасения! Но мой оппонент стоял на своем и утверждал, что я неправильно понимаю Павла. Вот Иаков, брат Господа Иисуса Христа и первый епископ Иерусалимской общины, учил по-другому. И для меня, стало понятно, что на мысли Павла, ортодокс смотрит глазами Иакова, поэтому он в понятие «вера» вкладывает совсем другой смысл.
После этой беседы, я в очередной раз задумался о том, почему люди отнюдь не глупые, не могут понять такое не сложное и доступное учение об оправдании верой в Иисуса. И что этому мешает? Я, конечно, понимал, что за всем этим стоит определенный дух, который делает людей глухими и слепыми к Евангелию Иисуса. Но почему этот дух находит почву в книге Нового Завета, там, где ему не должно быть места. И что это за послание такое, два-три предложения из которого, напрочь разрушают всю доказательственную базу Ап. Павла. Еще я вспомнил, как незадолго до этой беседы я вел «разбор» книг Нового Завета. Вспомнил как я, последней в очередь изучаемых книг поставил именно послание Иакова, как книгу, на которую надо смотреть, прежде изучив и приняв мысли и идеи, предыдущих книг, в особенности же послания Павла. Т.е. послание Иакова надо правильно понимать и толковать в русле учения апостолов Павла и Петра.
Однако эта последняя беседа заставила серьезно задуматься об этом послании, которое «как не крути», противоречит учению о спасении чрез веру, являясь по сути серьёзнейшим соблазном, так как находится в каноне книг Нового Завета. Эта мысль меня особенно пугала т.к. авторитет Св. Писания, для меня был непререкаем. Но Дух Божий влек меня, и хотел, чтобы я действительно посмотрел на послание Иакова глазами Ап. Павла, не взирая на лица.

«сила греха – закон» 

Итак, мысленно перенесемся на две тысячи лет назад, в начало проповеди Евангелия. И сразу усвоим одну мысль, не поняв которую, трудно будет уяснить не только некоторые места писем Павла, но и ход всей церковной истории.
Дело в том, что из Иерусалима вышли с проповедью не только Апостолы, но и… лжеапостолы. Апостолы учили о Христе и лжеапостолы учили о Христе. Апостолы были Евреи и лжеапостолы были Евреи (в то время принадлежность к избранному народу придавало проповеднику дополнительный авторитет). И те, и другие были ревностными проповедниками, и те, и другие были прекрасными ораторами и смелыми людьми, презирающими трудности и опасности. И на первый взгляд их ни что не отличало. Но на самом деле, между ними шла ожесточенная борьба и разница между ними была весьма велика. Такие люди как Апостол Павел в их адрес отпускают очень жесткие эпитеты: «псы, злые делатели, служители сатаны, лжеапостолы, лжебратья» (Фил 3:22; Кор.11:13). От чего же так резко высказывался великий Апостол? От того, что он знал какой плачевный результат ждет тех людей, которые принимали учение этих «горе проповедников». Послание «к Галатам» написано, как раз к пострадавшим от этих лжеучителей. Что же они провозглашали и почему ими так сильно был недоволен бывший фарисей Савл?
А учили они на первый взгляд безобидным вещам. Краткая формула их учения выглядела так: вера плюс дела равно спасение (вера + добрые дела = спасение). Верить в Иисуса как в Мессию и делать добрые дела, чтобы быть праведными в глазах Бога. Поясняю… Моисеев закон – это закон добрых дел, состоящий из нравственных требований и ритуальных заповедей. В своем учении они настаивали на обязательном обрезании христиан, а это ритуальное правило было частью Моисеева законодательства (на первый взгляд – что здесь плохого? Хуже ведь не будет) Но этим дело не заканчивалось. За согласием исполнить это требование, дело заходило о соблюдении субботы. За субботой поднимался вопрос о пище кошерной и не кошерной. Все эти темы можно найти в письмах Павла. Так мало по малу, вера, как достаточный способ достижения праведности все больше превращалась в приложение к поступкам. Это напоминает кормление кукушонка, ничего не подозревающей матерью, которой подменили птенца. В итоге выкормыш в разы превосходит размером кормящую птичку и вообще не похож на нее. Ее же настоящий детеныш давно погиб.


Какой же результат ждал тех наивных христиан, доверившихся этим проповедникам? «Остались без Христа, отпали от благодати» (Гал. 5:4). Павел не сгущал краски. Это вердикт Святого Духа. Суть этого возврата к «немощным началам» (Гал.4:9), была в оживлении ветхой и греховной природы человека, которая плохо поддается дрессировке и обязательно проявляет себя в безнравственности. А закон добрых дел, как это не парадоксально, только подпитывает эту греховную природу человека, т.к. «сила греха – закон» (1Кор.15:56). Это состояние становится предельно опасным, когда оно одето в христианское обличье. Подделка выдается за оригинал.
Поэтому то эти самозваные учителя вызывают у Апостола Павла столь гневную реакцию: «кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:9). Невольно вспоминаются слова Господа о лжепророках времен Иеремии: «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали». (Иер.23:21)
Павел же и ему подобные люди, учили, что веры в спасающую жертву Иисуса на кресте достаточно для полного очищения, для получения праведности, и добавлять к этому, что-то еще просто цинично, по отношению к подвигу Иисуса. Это учение об оправдании одной верой, хоть и выглядело на первый взгляд невзрачно и слишком уж просто (как горчичное зерно), за то было действенно и эффективно. Проказа греха тотчас сходила с людей, принявших это учение.
Оппоненты Павла были людьми грамотными, и свое учение распространяли не только устно, но и письменно. Приняв во внимание выше изложенное, давайте непредвзято посмотрим на послание Иакова.

«некоторые от Иакова» 

Небезынтересно будет узнать, что это послание не пользовалось авторитетом в христианских общинах в течении длительного времени, в отличии от писем Павла.
Первое упоминание о послании Иакова, принадлежит Оригену, который лишь вскользь упоминает о нем. Это середина 3-го века! Тертуллиан, живший в это же время, не упоминает о нем вообще! Официальный сирийский перевод Нового Завета, которого придерживается сирийская церковь, носит название «Пешито». Он был выполнен в начале 5-го века, и только лишь тогда впервые было переведено на сирийский язык послание Иакова. До этого времени не существовало его перевода на сирийском языке! Евсевий Кесарийский, трудившийся в середине 4-го столетия, тот самый, который пел хвалебные песни императору Константину и крестивший его величество, перечисляя книги, претендовавшие называться Писанием, послание Иакова относит к «спорным» и пишет о нем так: «Первое из посланий, называемых вселенскими, соборными, говорят, принадлежит ему (Иакову); но следует отметить, что некоторые считают его поддельным и, действительно, лишь очень немногие авторы упоминают его»
И лишь после того как общины, в которых епископы превратились в маленьких царьков, попали в плен языческого государства – Римской империи, и император стал «покровительствовать» им, послание Иакова попадает в канон книг Нового Завета.
Кто автор послания Иакова? Версий было много. От неизвестного проповедника, выступавшего под псевдонимом Иаков, до руководителя Иерусалимской общины, родственника Иисуса. Известно, что, когда Апостолы рассеялись и проповедовали евреям и язычникам спасение «по вере», именно Иерусалим стал базой для «иудействующих» христиан. Именно там были тысячи уверовавших Иудеев — ревнителей закона, которые соблазнялись смелым учением Павла. В послании к Галатам Павел, говоря о не понимавших учение о спасении через веру, называет их «некоторые от Иакова» (Гал.2:12). Намек более чем прозрачный, на вдохновителя и покровителя этих «некоторых». Однако в 4-ом веке, епископы, включившие послание Иакова в канон Нового Завета, приписали авторство как раз этому Иакову – брату Иисуса. А ведь Апостол Павел не зря учил не смотреть на личность и призывал не верить даже ему, если он начнет учить иначе.

«в одном духе и в одних мыслях»

Итак, перейдем к содержанию послания Иакова. Первое что бросается в глаза в этом послании, это то, что автор, ссылаясь на историю Авраама, делает совершенно противоположный вывод, чем тот, что делает Павел.
«Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?»(Иак 2:21-24). «Человек оправдывается делами, а не верою только» — вот вывод автора послания Иакова.
Теперь сравним это с тем, как на историю с Авраамом смотрит Павел: «Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4:2-3) Причем Павел в этом случае, почти не комментирует, а дает Писанию самому высказать мысль, на которой он, лишь заостряет внимание: «Поверил…и это вменилось…в праведность».
Как так получается, что два Апостола, читают один и тот же текст Писания, и делают разные выводы. При этом диаметрально противоположные… Вспоминаются слова Павла, внушенные Св. Духом и актуальные для всех времен: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях». А тут явное разделение, разный дух и противоположные мысли.… Не могут они быть оба правы. Хотя непредвзятый наблюдатель, в выводах автора послания Иакова, увидит явную натяжку и желание выдать желаемое за действительное.
Интересно и то что, автор послания Иакова приводит тот же пример, что и Павел. Случайно ли это? Думаю, нет. Так поступил бы человек желающий доказать обратное, и убедить своих слушателей в некомпетентности своего оппонента.
Следующий пример, который приводит в подтверждение своей теории, автор послания Иакова, это история с Раав:
«Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?» (Иак2:25.) Опять упор на поступок. Автор же послания к Евреям упор делает на веру, когда вспоминает о Раав:
«Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными». (Евр11:31) Опять один и тот же пример и разный вывод. Заочная дуэль, да и только.

«некоторые уклонились в пустословие» 

После двух примеров с Авраамом и Раав, которые должны были убедить слушателей в том, что одной веры для оправдания явно недостаточно, автор послания Иакова подытоживает свою мысль короткой и запоминающейся фразой: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.» (Иак 2:26). Действительно, тело без духа мертво. С этим согласится всякий. Но обратите внимание, что с чем соотносит автор. Веру он сравнивает с телом, а дела с духом. Сравнение явно неудачное, т.к. тело видно, а веру нет. Дела видимы, а дух нет. Любой здравомыслящий человек понимает, что дух двигает телом, а не наоборот. По Иакову же дела двигают верой — видимое движет невидимым. Телега впереди лошади.
На этом 2-ая глава послания Иакова заканчивается и начинается 3-я глава. Из этой главы современные горе-проповедники в подтверждение греховности христиан, любят цитировать небезызвестную фразу: «ибо все мы много согрешаем» (Иак3:2), обводя при этом сверкающими глазами притихших прихожан. А ведь раньше деления на главы в свитках отсутствовали, текст был сплошным. Деление на главы стали применят только в средние века. Любители Писания знают, что это деление сделано, не всегда удачно, порой оно прерывает мысль автора. Так вот, если мысленно убрать разделение между 2-ой и 3-ей главами, то после примеров с Авраамом и Раав, призванных по мысли автора, подтвердить идею о том, что одной веры для оправдания явно недостаточно, идет фраза: «Братия мои! не многие делайтесь учителями зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем» (Иак3:1) Думаю, вы уже догадались, в чей огород полетел камень. Иаков, не называя имен, обвиняет Павла и ему подобных, в самовольном учительстве и лжеапостольстве! Причем делает это мягко, вскользь, но при этом всякий понимает о ком идет речь. Павел в своих посланиях делал то же самое, имен не называл, но двумя — тремя штрихами, точно описывал своих противников: «некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают». (1Тим.1:7) Если Павел свое служение видел, как «служение оправдания» (2Кор.3:9), то деятельность, Павла в глазах Иакова и ему подобных, вызывала только «осуждение». Действительно: «для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь». (2Кор.2:16) Равнодушных не было.

«праведность от веры»

Дале, Иаков дважды заводит речь о Законе. Сначала он называет его: «закон совершенный, закон свободы» (Иак.1:25), а затем: «закон царский» (Иак.2:8). Ничего не подозревающий христианин, читая эти строки наивно полагает, что речь идет об учении Христа, о Евангелии (мы же открыли книгу Нового Завета. Чего опасаться?) На самом же деле Иаков, не смущаясь, говорит о Законе Моисея! Еще Мартин Лютер обратил на это внимание.

И действительно, когда Павел говорит об учении Христа, то называет его Законом, и поясняет – Законом веры, который пришел на смену Закону Моисея — закону дел (Рим 3:27). У этих двух законов принципиальное различие. Моисеев закон требовал постоянного исполнения всех его правил и постановлений, иначе – проклятие. «Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.» (Гал.3:10). Именно исполнение, давало жизнь. Об этом пишет и Павел, который сам раньше был ревностным исполнителем Закона: «Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им» (Рим 10:5). И продолжает: «А праведность от веры так говорит… Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности» (Рим 10:6-10).
Сердцем веруют к праведности! т.е. для получения оправдания пред Богом достаточно одной веры в Иисуса!!! Ничего ДЕЛАТЬ не надо, как прежде!
Иаков же упор делает на исполнение: «Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.» (Иак 1:25). И в другом месте: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона» (Иак.2:10-11.)
Признаюсь честно, для меня последние сомнения развеялись, когда я понял, что под «законом свободы» Иаков имеет ввиду закон Моисея. Поэтому-то в случаях с Авраамом и с Раав, он не видит принципа веры. По этой причине и высмеивает учение Павла о вере, фразой: «и бесы веруют» (Иак.2:19). Что бы по-настоящему оценить эту фразу, предлагаю вспомнить каждому христианину день своего спасения. Когда вам Бог простил все грехи и дал новую жизнь. И вот вы встречаетесь с другим человеком, вас переполняет радость в Господе, и вы взахлеб рассказываете ему о том, как уверовали в Иисуса, и какая чудесная перемена произошла с вами! А в ответ слышите: «и бесы веруют…»

«ekklhsias»

Не лишним будет обратить внимание на начало послания Иакова. С первых строк автор, не смущаясь, обращается к «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии» (Иак.1:1). Почему его письмо не универсально? Почему оно обращено исключительно к евреям? Тогда как другие Апостолы обращались к церкви, состоящей из уверовавших иудеев и язычников.
Именно «иудействующие» христиане, жили обособленной жизнью. У христиан из язычников своя «свадьба», а у «природных ветвей» – своя. У них не укладывалось в голове, что Бог решил создать одно общество, где нет различия, иудей ты или эллин. И именно для этого Он устранил Моисеев Закон, который служил разделению, а не единству. Об этом прямо пишет Павел: «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.» (Еф.2:14-16). «Преграда» здесь — Закон Моисея, который упраздняется, что бы было – одно тело. Ну а раз «иудействующие» держались за Закон, то следствием этого, и была их обособленность.
Вызывает подозрение и то, что собрание христиан только Иаков именует синагогой: «Ибо, если в собрание ваше войдет человек…» (Иак.2:2). В синодальном переводе, это слово переведено как «собрание», однако в оригинале стоит слово — «sunagwghn».
В Апокалипсисе Иоанна именно «синагогой» названы собрания еретиков, противостоящих Церкви Иисуса:
«Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище («sunagwghn») сатанинское» (Откр.2:9)
«Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища («sunagwghn»), из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.» (Откр.3:9)
Церковь, ходящую в истине, Иоанн именуется словом: «ekklhsias».

«умерши для закона»

Не могу пройти мимо еще одной темы затронутой в Послании Иакова – греховной природы человека, не исцеленного Христом. Многие христиане к сожалению, думают, что плоть их больна грехом и поэтому ее надо держать в «ежовых рукавицах». Логичным завершением этого заблуждения стал аскетизм, материализовавшийся в монашестве.
Павел же учил о том, что «ветхий человек» упразднен и распят, что бы мы могли жить по-новому, «по духу» (Рим.8гл.) Если же этого не происходит, то все попытки покорится Богу, будут заканчиваться полным провалом. О чем подробно рассуждает Павел в 7-ой главе послания к Римлянам, описывая от первого лица всю драму человека с греховной природой, который хочет жить по-новому, но не может выйти из плена греха. А не происходит это только по одной причине, — люди пошли путем закона добрых дел, а не путем закона веры.
Так вот, в послании Иакова, есть такие строчки: «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак.1:14) В 4-ой главе Иаков продолжает ту же тему: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иак. 4:1). Иаков похож на врача, который констатирует тяжелую болезнь человека и прописывает ему привычные, старые лекарства. Видя же, что выздоровления не происходит, сердится на несчастного больного.
Подобными фразами и Павел описывает грешника (многие ошибочно полагают что он описывает борющегося христианина): «в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим.7:23) и еще: «когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, [обнаруживаемые] законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти» (Рим.7:5). Но в отличии от Иакова, Павел прописывает больному расстаться с Законом (добрых дел) и довериться Иисусу: «но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим.7:6). Это кажется невероятным! Но парадокс заключается в том, что чем больше человек будет налегать на добрые дела, чтобы спастись, тем дольше будет агонизировать болезнь под названием грех. Всю эту драму ума, Павел выразил гениальной фразой – «сила греха — закон» (1Кор.15:56).

«принимают вид служителей правды»

Чем тоньше подделка, чем ближе она к оригиналу, тем она опасней, так как не вооруженным глазом ее не сразу обнаружишь. Так и учение еретиков было похоже на истину: говорили об Иисусе, учили делать добро, употребляли слово «вера». И потому неокрепшие христиане часто проглатывали эту наживку. Примером тому могут служить Галатийские церкви. Поэтому о лжеучителях Павел и написал: «Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2Кор.11:13-15)
Думаю, что именно по этой причине послание Иакова попало в канон Нового Завета, и очутилось рядом с письмами настоящих Апостолов. Руку к сему приложили епископы, севшие в 4-ом столетии на «седалище» Апостолов. Утративши дух Апостолов, они перестали отличать «священное от несвященного и нечистое от чистого» (Лев.10:10). Как тут не вспомнить пророка Исаию, который говорил о духовных правителях его времени: «в видении ошибаются, в суждении спотыкаются» (Ис.28:7)
Теперь же беда в том, что всякий уверовавший в Иисуса, конечно, знакомится с Библией, с Новым Заветом. А там его поджидает оно – Соборное Послание Святого Апостола Иакова. Короткое, компактное, с простыми запоминающимися выражениями, с чеканными фразами-формулами. И неутвержденные души проглатывают вместе с письмами Апостолов и это послание… Потом у этих «бегемотиков» всегда болят животики.
Апостол Павел учил своих учеников защищаться от «раскалённых стрел» еретиков ВЕРОЙ: «паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Еф.6:16)
А современные наследники врагов Павла, любят прикрываться от Истины другим щитом. Для них защитой от меча Слова Божия, от Евангелия Христова, служит — послание Иакова.
Даже с именем Иаков, у христиан разные ассоциации. Самыми известными носителями этого имени являются два человека — Иаков сын Исаака и Иаков, — автор одноимённого послания, находящегося в каноне книг Нового Завета.
Какой-то дух (а я знаю какой) постоянно атакует Иакова сына Исаака. Этот дух через безграмотных проповедников, постоянно принижает авторитет этого древнего праведника. И это происходит несмотря на многочисленные свидетельства со стороны Бога, который и избрал этого удивительного человека, с характером несгибаемого борца (приведу только одно: «Я возлюбил Иакова» (Мал.1:2)) Несмотря на всё это облако свидетельств, недалёкие христиане в Иакове видят обманщика:
«Да, говорят они, Бог его избрал, но… вспомните как нечестно он получил это благословение?»
На фоне этой «справедливой» критики, другой Иаков естественно возвышается (мне кстати это напоминает грязные предвыборные технологии).
Обратите внимание, где находится это послание-вирус в списке писем Апостолов. Оно стоит первым! Почему именно оно открывает корпус Апостольского наследия?! Кто предоставил этому письму столь шикарное место? Почему оно занимает самое выгодное положение? Кто дал ему первенство, а письма Павла и Апокалипсис задвинул на задворки? Мне это напоминает практику мошенников, располагающихся у входа на рынок (в данном случае религиозный рынок.)
Бог защищал праведного Иакова при жизни от Исава и Лавана и теперь Дух Божий защищает добрую память о нём. Читайте: «Заступаясь за праведника. Иаков — Израиль» 
Кстати, упомянутый в начале статьи священник, своего старшего сына назвал — Иаков. Как вы думаете в честь какого Иакова? Да, да… В честь того, чей авторитет тщательно охраняется и оберегается. В честь написавшего послание — соблазн. В честь того, чьё послание сразу же поставит вам подножку, как только вы начнёте знакомство с письмами Апостолов. В честь того, чьё письмо смертельно «жалит в пяту» (Быт.3:15)

«возмущающие вас»

Павел в свое время издал вопль: «О, если бы удалены были возмущающие вас!» (Гал.5:12). С тех пор прошло 20 веков…
«Возмущающие нас» мутировали и приспособились к современной обстановке. Их очень много: «Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его». (Откр.9:16) Они, заблуждаясь и вводя в заблуждение, своими проповедями отравляют разум наивных слушателей:
«… изо рта их выходил огонь, дым и сера. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей; ибо сила коней заключалась во рту их…» (Откр.9:17-19)
Видимо каждому христианину необходимо пройти сквозь горнило искушений, порой самых изощренных, ибо «надобно придти соблазнам» (Мф.18:7).
Иисус – вождь нашего спасения, Сам проживший не простую жизнь на земле, знает, как помочь нам. Надо до конца доверять Ему и не бояться принимать Его откровения.
«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр.3:22)

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Уважаемый Александр, с таким предвзятым подходом к посланию Иакова, конечно вы приходите к такому выводу — что это не Божье послание. Но если рассматривать с точки зрения герменевтики весь текст данного послания с молитвой к Богу, я думаю, вы прийдете к правильному выводу, в противном случае, можно и в посланиях Павла найти «ложь» и предать «анафеме». Вера и дела в послании Иакова вообще не противоречат учения Павла в его посланиях — естественно, если живая вера подтверждается делами… Да благословит вас Господь!!!
    Р.s. Я надеюсь, что вы скоро удалите эту статью 🙂 .

  2. Спасибо, Александр! Хороший комментарий к посланию Иакова!
    Шотландский богослов Уильям Баркли в предисловии к толкованию пишет примерно тоже самое. Непросто это послание утвердилось в каноне.
    Особо запомнились две вещи:
    1. «После того как человек получит спасение, он конечно же будет жить по-другому. Бывший вор – пойдет работать, бывший прелюбодей станет верным мужем и т.д., но это будет следствием глубокой перемены человека, а не средством примирится с Богом. Следствием, а не средством!»;
    2. «Вызывает подозрение и то, что собрание христиан только Иаков именует синагогой: «Ибо, если в собрание ваше войдет человек…» (Иак.2:2). В синодальном переводе, это слово переведено как «собрание», однако в оригинале стоит слово — «sunagwghn»».

    Думаю, в свете духа Нового Завета, особенно — писем Павла — послание Иакова послужит ещё одной гранью восприятия Писания.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ:

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь