ПРАЗДНИКИ. РАДОСТЬ ПО РАСПИСАНИЮ

Над этой темой, наверное, задумывался каждый взрослый христианин. Я имею в виду роль христианских праздников в жизни Церкви. Роль календарных торжеств в жизни каждого христианина. Не разбивают ли они на части одну большую и единственную радость, которую дал нам Христос, исцелив нас от греха? Ведь чувство целостности – очень важное чувство. Не привязывают ли праздники нас к определённым дням и датам, тем самым вызывая у нас своеобразный религиозный рефлекс вместо живого общения с Богом. Угодна ли Иисусу практика церковных праздников и вся суета, сопровождающая это? А может без этого христианская жизнь была бы серой и однообразной? Эти и другие вопросы полагаю, волнуют не только моё сердце.

«Ибо Пасха наша, Христос»

Итак, Церковные праздники… Что бы понять настоящее необходимо оглянуться на прошлое. Сторонники церковных праздников, особых дней и дат, сразу укажут на практику Израиля. Действительно, в государстве Израиль, которое создал Бог, были праздники. И это были государственные праздники. С течением времени количество праздников росло. Добавлялись например такие как: Ханука и Пурим. Однако главными оставались три праздника:
1) Песах (Пасха) — в честь выхода из Египетского рабства.
2) Шавуот (Пятидесятница) — в честь дарования Закона (Торы)
3) Йом Кипур (Судный день) — как день примирения и искупления.
Инициатором этих праздников был Господь, и Евреи были обязаны участвовать в них.
И все же история Израиля началась не с выхода из Египта. Это конечно яркая и важная веха в жизни народа Божьего, однако всё началось немного пораньше. Началось всё с праведного Авраама, который странствовал по земле, в которую его потомки и вернулись из Египта. Именно к Аврааму был глагол Божий: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт.17:1)
В обетованной земле уже живет Авраам с наследником Исааком. В земле текущей молоком и мёдом уже находится Исаак с Иаковом. Иаков с двенадцатью патриархами уже пасёт скот на земле своих отцов. И почему-то у них нет такой жёсткой привязки к определённым празднествам, какие мы потом наблюдаем в позднем Израиле. Почему? Ведь их уже 70 человек! Несомненно, они содержали идею о едином Боге Творце. Несомненно, это общество руководствовалось нравственными требованиями Бога истинного. В этом обществе была своя иерархия. Однако в нём не было писаного закона, и не было календарных праздников.
Сам собой напрашивается вопрос. На что больше похожа местная Христианская община? На многотысячный поздний Израиль или на немноголюдных и странствующих Патриархов со своими детьми? Ответ очевиден: «конечно же, на небольшую общину Патриархов!»
Церковь по планам Иисуса меньше всего должна была походить на государство. А вернее вообще не походить. Первые христианские общины такими и были. Вся община легко помещалась на собрание в доме у какого-нибудь христианина. Если членов церкви в одном городе становилось больше, то появлялось две или три общины, которые собирались в других домах. Каждая община была самостоятельной единицей, в каждой церкви было своё руководство, и между собраниями (церквями) не было административной подчинённости. Соединены же они были одним учением и братской любовью. Такая практика хорошо подтверждается случаем описанным в книге Деяний, когда апостол Павел «призвал пресвитеров церкви» города Эфес. (Деян.20:17) Исходя из терминологии того времени совершенно ясно, что «пресвитер» и «епископ» — одно и тоже лицо. Это руководитель христианской общины. В одном городе Эфесе набралось несколько пресвитеров представляющих свои общины, которых призвал Павел и дал им последнее напутствие.
Но вернёмся к Израилю. У любого государства есть свои символы. Это флаг, герб, гимн, обычаи, культовые сооружения и как это не парадоксально — праздники. Праздники важная часть того, что скрепляет нацию. На празднике человек идентифицирует себя с обществом. Участвуя в празднике, мы провозглашаем основную идею в нём заложенную. Поэтому Бог следил за соблюдением устава данного Израилю. Праздники были частью Моисеева Закона, они были органично вплетены в ткань Ветхого Завета между Богом и Израилем.
Повторюсь, главные праздники Израиля это: Песах (Пасха), Шавуот (Пятидесятница), Йом Кипур (Судный день). Нетрудно заметить, что эти три главных праздника были заточены под приход Мессии.
Принимая Иисуса Христа и Его Учение, человек совершал истинную Пасху — выход из-под власти греха: «Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор.5:7). Принимая Евангелие Христа, мы принимаем Слово Божие — Закон веры (Рим.3:27) и получаем руководителем Дух Святой: «…вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Евр.8:10). Дух вместо текста на каменных скрижалях. Через крестную жертву Иисуса как непорочного агнца, мы получаем прощение и примирение с Богом: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоан.3:17-19)
В Иисусе исполнялись три главных идеи, которые символизировали собой три главных праздника Израильтян: освобождение от рабства греха – Песах (Пасха), руководство Духом – Шавуот (дарование Закона), примирение, прощение и освящение — Йом Кипур (праздник Судного дня).

«мир и покой дам Израилю во дни его»

Если эти три главных праздника отмечались только один раз в году, то другой праздник в Израиле отмечался каждую неделю. Праздник этот — шаббат (суббота). Собственно, слово «праздник» и происходит от слова «праздность» — покой, ни чего неделание, отдых. В память сотворения мира Богом в шесть дней, после чего Господь «почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Быт.2:2) и был установлен этот праздник. Каждую субботу евреи обязаны были прекратить работу: «Шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших.» (Лев.23:3)
Но слово «покой» ассоциировалось не только с отдыхом от работы. Покой — это обетованная земля, куда Бог ввёл свой народ после тяжёлого и унизительного рабства: «Господь Бог ваш успокоил вас и дал вам землю сию» (Иис.Нав.1:13)
Покой — это победа над врагами: «И дал им Господь покой со всех сторон, как клялся отцам их, и никто из всех врагов их не устоял против них; всех врагов их предал Господь в руки их.» (Иис.Нав.21:44)
Покой — это мир: «Вот, у тебя родится сын: он будет человек мирный; Я дам ему покой от всех врагов его кругом: посему имя ему будет Соломон. И мир и покой дам Израилю во дни его.» (1Пар.22:9)
Однако только Иисус Христос дарует истинный покой доверившимся Ему. Только Иисус даёт мир человеческому сердцу. Только Он даёт нам победу над врагами: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28)
Теме истинного покоя во Христе уделено достаточно места в Апостольских посланиях:
«А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира.
Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих.
И еще здесь: «не войдут в покой Мой».
Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность,
то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших».
Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне.
Посему для народа Божия еще остается субботство.
Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.» (Евр.4:3-10)

«конец закона — Христос»

Если во Христе Иисусе исполнились все обетования и духовный смысл главных праздников, то как быть членам церкви Иисуса Христа? Как быть Евреям, принявшим Иисуса, с празднованием Пасхи или Пятидесятницы? Как быть христианам из язычников? Придумать свои праздники? Праздновать свою Пасху, праздновать свою Пятидесятницу? Заменить субботу воскресением? К великому сожалению многие пошли именно этим путём. Но это случится спустя продолжительное время. В календарное празднование скатятся так называемые «исторические Церкви». А сначала? «А сначала не было так» (Матф.19:8).
Не зря Павел написал: «конец закона — Христос». (Рим.10:4) Ведь именно с Законом Моисея были сопряжены праздники. И не только праздники, но Храм и священство. Христиане апостольского периода были свободны от требований Закона, а значит свободны и от практики праздников. А ведь некоторые так не считали и осуждали Христиан, не участвующих в праздниках. Поэтому Павел и писал в своих письмах: «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (Кол.2:16) Но дело не в том, чтобы не участвовать в Еврейских праздниках. Ведь можно праздновать Христианскую Пасху, отодвинув свой праздник от Еврейского. Старая песня на новый лад. Так, к сожалению, впоследствии и поступят.
Дело гораздо глубже. Становясь Христианином человек, оказывается в чудесном Царстве Христа, в удивительном Царстве Бога. И это состояние постоянное. Член Церкви должен испытывать пасхальную радость не раз в году. Он не раз в неделю должен входить в покой Божий. Христианин всегда находится в этом состоянии. Радость, прощение, исцеление, воскресение, покой, праведность и т.д. — это воздух Нового Завета, которым дышит Христианин постоянно. Это Рай во Христе, и мы здесь не в гостях, а дома. Вначале это чувство особой близости с Богом удивляет и немного шокирует: «Это всё мне Господь, удивлённо спрашивает душа? Да, отвечает Бог.»
Ты чувствуешь себя сыном, принятым отцом из притчи Христа, которого одели в лучшую одежду, обули в лучшую обувь и дали перстень на руку. «Приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!» (Лук.15:23) Ведь не зря многие притчи Иисуса оканчиваются пиршеством. А некоторые персонажи оказываются вне его.
Быть во Христе значит всегда быть на празднике. Это не значит, что в жизни всё должно быть ровно и гладко. Нет, жизнь Христианина трудна, много в ней скорбей и лишений, но по духу, по внутреннему человеку, мы всегда находимся в празднике. Не зря Апостол писал братьям и сёстрам во Христе: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.»(Фил.4:4) Именно это состояние он имел ввиду.

«исполниться всею полнотою Божиею»

Вспоминаю своё состояние, после того как я получил исцеление от греха и прощение. Я словно в сказку попал. До того мне было всё ново и радостно. Но более всего меня удивляло то, что это состояние неземной радости не проходило. Я просыпался утром в таком же удивительном состоянии, что и засыпал. И так каждый день. Внешняя моя жизнь тогда была трудна, но внутри был пир каждый день. Когда я шёл по улице, то думал почему люди на меня не смотрят. Будто солнце поселилось внутри меня и это свечение должны были заметить прохожие.
В этом состоянии я даже не заметил праздник Рождества! Праздник спасения и праведности во Христе, перехлёстывал все до того испытанные мною религиозные радости. Когда же приближалась календарная Пасха, то я думал, что будет, что-то особенное. Но и календарный праздник Пасхи не дотянул до той высоты радости, умиротворения и счастья, в котором я находился. Я словно на чудесном воздушном шаре «проплыл» над ним, удивлённо поглядывая сверху вниз на золотые купола.
«Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.» (Еф.3:18-19)

«уклонившись от простоты(чистоты) во Христе»

Первые Христиане в такой радости и жили. Какой земной праздник может сравнится с этим удивительным состоянием? Имея такой «залог Духа», последователи Иисуса и преодолевали все жизненные трудности, выпадавшие на их долю. Поэтому и хранили это состояние. Поэтому так гневался Павел на лжеапостолов, соблазняющих Христиан субботами и обрезанием, сравнивая их с древним змеем, лишившим Адама и Еву Рая.
«Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты(чистоты) во Христе.» (2Кор.11:3)
Спустя столетия, когда т.н. «историческая церковь» «задружила» с государством, буйным цветом расцвели календарные праздники. Пасха, Рождество, Крещение Господне, Троица, Вознесение, Сретение, Преображение, и т.д. и т.д. С течением времени Вселенская Церковь обогнала по количеству праздников Еврейский годичный цикл. Появились Храмы, которых раньше у Христиан триста лет не было. Появилась особая каста священников, появился сложный религиозный церемониал. Дух аскетизма проник везде и всюду. Храмовое христианство уничтожило Апостольскую практику домашних Церквей. Епископы сосредоточили в своих руках колоссальную власть и стали похожи (даже внешне) на царей и вельмож. Независимость местных общин испарилась под натиском ловко написанных Канонов. Религиозно-государственная вертикаль власти грозно следила за этим порядком, готовая вынуть из ножен не только духовный, но светский меч. Эта церковь-мать (Читайте: Я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего её), облечённая в «порфиру и багряницу» (Откр.17:4) решала кому Бог отец, а кому… ссылка, плаха, рудники и историческое небытие. Как известно историю пишут победители.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Эти размышления и рассуждения написаны мной конечно не для того, чтобы лишить детей Рождественских праздников. Я хочу, чтобы задумались взрослые.
История человечества подходит к концу. На Божьих часах уже действительно «без пяти двенадцать». Религиозную традицию очень трудно изменить. Это можно сделать лишь в малых христианских группах. В общинах независимых, от религиозной пирамиды. Но где их найти? Для этого необходимо вернутся к истокам Евангелия, к домашним церквям.
Знаю, что многие искренние и честные христиане по тем или иным уважительным причинам находятся в крупных союзах и братствах, где традиции праздников, унаследованные от государственных Церквей, очень сильны. Пусть Дух Божий поможет им быть выше религиозных традиций и обычаев. Пусть Пасха и огонь Духа будут всегда у них в груди. Пусть их сердце всегда поёт одну, не приедающуюся «песнь Агнца». Пусть «гусли Божии» они никогда не выпускают из рук.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. В жизни же внушается, что надо соблюдать следующие правила: не есть мяса и молока в известные дни, еще и в другие известные дни служить молебны и панихиды по умершим, в праздники принимать священника и давать ему деньги и несколько раз в году брать из церкви доски с изображениями и носить их на полотенцах по полям и домам. Перед смертью же внушается, что человек должен непременно съесть с ложечки хлеба с вином, а еще лучше, если успеет помазаться маслом. Это обеспечивает ему благо в будущей жизни. После же смерти внушается родным его, что для спасения души умершего полезно положить ему в руки печатную бумагу с молитвой; полезно еще, чтобы над мертвым телом прочли известную книгу и чтобы в церкви в известное время произносили бы имя умершего. В этом считается обязательная вера для каждого. Но если кто особенно хочет позаботиться о своей душе, то по этой вере внушается, что наибольшее обеспечение блаженства души на том свете достигается еще тем, чтобы жертвовать деньги на церкви и монастыри, обязывая этим святых людей молиться за себя. Спасительны еще, по этой вере, для души хождения по монастырям и целование явленных икон и мощей. По этой вере явленные иконы и мощи сосредоточивают в себе особенную святость, силу и благодать и близость к этим предметам: прикосновение, целование, становление свеч к ним, подлезание под них много содействует спасению, равно и молебны, заказываемые перед этими святынями. И вот эта-то вера, и никакая другая, называемая православной, т. е. настоящей верой, под видом христианской, всеми силами в продолжение многих веков и с особенным напряжением теперь внушается народу. И пусть не говорят, что православные учителя полагают сущность учения в чем-либо другом, а что это только древние формы, которые не считается нужным разрушать. Это неправда: по всей России всем русским духовенством и в последнее время с особенным напряжением внушается только эта вера. Другого ничего нет. Про другое говорится и пишется в столицах, но среди стомиллионного народа делается только это и внушается только это, и больше ничего. О другом церковники разговаривают, а это они внушают всеми возможными мерами. Всё это и поклонение лицам и иконам внесено в богословие, в катехизисы; этому старательно учат народ теоретически и практически, всеми средствами торжественности, блеска, авторитета, насилия гипнотизируя его, заставляют его верить в это и ревниво оберегают эту веру от каждой попытки освобождения народа от этих диких суеверий.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ:

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь