УДЕРЖИВАЮЩИЙ ТЕПЕРЬ (2Фесс.2:7)

«Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2Фесс.2:7)

Сколько за историю Христианства было попыток постичь смысл этого таинственного предложения Павла? Какие только явления или личности не наделялись этой «удерживающей» силой, стоящей на пути беззакония. Уже в древности были предложены: Церковь, апостол Петр, архангел Михаил, благодать Святого Духа, воля Божия, проповедь Евангелия, идолопоклонство, Римская империя, царская власть, государство вообще. Многие известные церковные деятели не могли пройти мимо, чтобы не постараться объяснить своей пастве эту фразу. «Назвался груздем — полезай в кузов». Если ты учишь с кафедры, если ты учитель, значит ты должен знать и это. Все же церковные учителя считают себя духовными преемниками Апостолов. Если рядовые члены христианской общины города Фессалоники были в курсе этой важной темы, то неужели находящиеся на высоких церковных должностях, пусть и спустя столетия, разве не должны быть посвящены в это? Конечно должны!
Однако, как это часто бывает, любой высокопоставленный церковный деятель в каком-то смысле заложник своей конфессиональной среды, которая и вытолкнула его на верх. Он часть того церковного сообщества, которое он представляет. А у любого сложившегося религиозного общества есть своя традиция (предание) и с ней приходится считаться. Поэтому во многих толкованиях чувствуется привкус той или иной официальной религиозной идеологии. Ох уж эти церковные узы…
Многие ученые-богословы не дерзая высказаться по данной теме, ограничиваются лишь обзором существующих мнений современных известных комментаторов и древних толкователей, и констатируют… ВНИМАНИЕ(!) невозможность обоснованного вывода. В связи с этим интересно привести мнение бл. Августина. В своем труде “О граде Божием”, он пишет так: «Говоря же: “И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время”, т.е. вы знаете, что его удерживает, в чем причина его промедления, он дал понять, что они-то знают, а он не хочет говорить об этом открыто. А потому мы, не знающие того, что знали они, при всем своем желании не в состоянии уяснить себе того, что разумел апостол; это тем более, что последующие слова его затемняют этот смысл. Ибо что значит выражение: “Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, — и тогда откроется беззаконник”? Признаюсь, я не понимаю этих слов».

«Признаюсь, я не понимаю этих слов»

Что же имел ввиду апостол Павел, когда писал эти строки? Давайте разберёмся.
Поможет нам в этом не только Евангельская логика, но и церковная история, являющаяся частью мировой. Мировая, а вместе с ней и церковная история человечества подходит к концу. Остался последний акт. Выводы уже можно делать. Выводы необходимо делать! Особенно важно задуматься над этим тем христианам, к кому по-прежнему обращён глагол Божий: «И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Откр.18:4)
Оглядываясь назад, в глубь веков, мы словно с высокой горы, ясно увидим исторические пути Церкви. Увидим и сравним эти дороги с истинным путем, который нам завещал Иисус Христос.
Итак, приступим. Начнём с того, что предложение, в котором упоминается об “удерживающем теперь”, находится в так называемом “втором” письме Апостола Павла к христианам города Салоники. В нём он слегка касается темы пришествия Иисуса Христа. Павел успокаивает взволнованных членов церкви говоря, что день пришествия Христа ещё не наступает. (Как это похоже на наше время! Уже тогда находились истерично-экзальтированные люди, пугающие христиан скорым пришествием Христа). Это конечно произойдёт в будущем, пишет Павел, но прежде должно произойти два события: “отступление” (по греч. «апостасия») и появление “человека греха”.
“Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.” (2Фесс.2:4)
Речь идет о лжемессии, о лжехристе. В России, в церковной среде он больше известен как антихрист.
Далее Павел пишет: “И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время.” (2Фесс.2:6) Т.е. Ученики Павла знали, что является препятствием, что является сдерживающим фактором на пути будущей апостасии.
“Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.” (2Фесс.2:7) Один из современных переводов этого предложения выглядит так:
“Тайна беззакония уже в действии, но сначала должен уйти с ее дороги тот, кто пока еще ее сдерживает”. (2Фесс.2:7)
То, что Павел именовал “удерживающим” являлось важной частью его учения. Апостол уделял этому явлению достаточно внимания, когда учил членов церкви.
Схема рассуждений Павла выглядит так: удерживающий – его изъятие — отступление – антихрист. Апостол описывает последовательность событий. Сначала отступление от Евангелия, потом человек греха, а уж потом явление Иисуса. Сначала «апостасия», потом сын погибели, а уже после “день Христов” Сначала «антихристианство», потом антихрист, а потом как разящая молния Христос. Павел открыто предсказывает о будущем разложении части Церкви, об ее апостасии. Эта болезнь в будущем примет эпидемический характер. Однако “ТЕПЕРЬ” есть некая преграда, которая словно плотина сдерживает напор сил зла, но и она будет в будущем прорвана. Между изъятием “удерживающего” и апостасией есть прямая, жёсткая причинно-следственная связь. Важным препятствием на пути «антихристианства» находится “удерживающий”, но и он будет убран в будущем с дороги. Силы зла уже действуют в этом направлении. Эти попытки уже совершаются, но пока они разбиваются о некую преграду. Что является этой преградой? Что является этим сдерживающим фактором? Это мы и постараемся выяснить.

«удерживающий ТЕПЕРЬ»

Самые лучшие уроки, которые мы получаем не те, которые мы черпаем в книгах или слышим от других людей. Нами лучше усваивается нечто, когда мы сами испытали на себе эти уроки судьбы. Умные и проницательные люди умеют из малого извлечь великое. События, происходящие с нами, являются нашими лучшими учителями. Конечно не из всякого события случившегося с нами можно вывести закономерность. Есть случайности, есть повседневные события за которыми ничего особенно не стоит. Но иной раз яблоко, падающее на нашу голову, помогает нам совершить некое открытие. Главное, чтобы голова была светлая.
У Апостола Павла, без сомнения, голова была ясная и анализировать события он умел. То, о чем учил Павел, то что он проповедовал, — он пережил сам. Евангелие было частью его судьбы. Он говорил о Христе, которого видел и слышал сам. Если он предостерегал Христиан от увлечения правилами закона Моисея, то имел на это полное право, так как сам в прошлом был ревностным фарисеем и чем это чревато знал очень хорошо. Логично было бы предположить, что, когда Павел учил об “удерживающем”, когда он объяснял членам церкви о той преграде которая стоит на пути церковного беззакония, он пережил это на себе.
Термин “беззаконие” говорит сам за себя. Это нарушение Моисеева Закона. Беззаконие – это грех. Беззаконниками называли — грешников, людей, не живущих по заповедям Бога. Когда пришло Евангелие, когда на смену Закону Моисея пришёл Закон Христа, то первые христиане, а они все были Евреи, по-прежнему пользовались старыми привычными терминами. Только теперь беззаконниками и беззаконием они называли противников Евангелия или отступление от Учения Иисуса.
Кто же были противниками распространения Евангелия во времена Павла? Противников было два. Противились и мешали ревностные блюстители Моисеева Закона, не считающие Иисуса за Мессию. Таким сам когда-то был Павел. Другими противниками были внутренние враги. Это те, которых Павел жёстко именовал лжеапостолами, лукавыми делателями, лжебратьями и псами (Фил.3:2). Это были люди, считавшие себя последователями Христа, но по-прежнему соблюдавшие часть Моисеева законодательства и не понимавшие учение о достижении праведности посредством одной веры. Каковы же были методы борьбы этих враждебных группировок с Павлом и его братьям и сёстрам?
Если конкуренты апостола, те кто, например, соблазнил Галатийские церкви ограничивались пока словесными поединками, то не считающие Иисуса за Мессию, ревностные блюстители закона Моисея, использовали весь арсенал доступных средств. Об этом хорошо говорит книга “Дения Апостолов”. К ней мы и обратимся. Эта книга – исторический документ, описывающая жизнь и борьбу первой Церкви.

«Дения Апостолов»

Павел за свою жизнь побывал в двух ипостасях, и как гонитель Церкви и как преследуемый её врагами. Когда церковь – сообщество людей, исповедующих Иисуса Мессией, стало увеличиваться вопреки прогнозам скептиков, это вызвало ярость среди ревностных поборников Завета данного отцам. Был убит Стефан. Многие Христиане оказались в темнице. Савл и ему подобные ревнители отеческих преданий преследовали первых Христиан как в Иерусалиме, так и за его пределами:
“В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии”. (Деян.8:1)
Савл, превосходящий ревностью других, отправился даже в Дамаск – столицу сопредельного государства, чтобы и там “кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим”. (Деян.9:2) Надо помнить, что в этот начальный период, Церковь состояла только из уверовавших в Евангелие Иудеев. У Христиан – Евреев, практически не было защиты от преследователей. Последователи Иисуса выглядели опаснейшей сектой, наглыми беззаконниками и развратителями в глазах Иудеев. Защитить их могло только чудо. Это чудо случилось, когда Сам Христос, ослепив гонителя Савла, остановил его на пути в Дамаск. В другой раз чудо произошло с Апостолом Петром, которого Ангел вывел из тюрьмы. В остальных случаях Христиан ни что не защищало от расправы со стороны разгневанных соотечественников.
Однако, гонение на Церковь в Иудее, обернулось проповедью нового Учения язычникам. Рассеявшиеся Христиане проповедовали Евангелие людям других национальностей, и эта проповедь имела успех. Вскоре маленькие Христианские общины стали появляться в разных городах Римской Империи. Эти Церкви уже состояли не только из уверовавших Иудеев. В Церковь стали активно вливаться бывшие язычники, принявшие Учение Иисуса. Местные Иудеи, жившие в этих городах, и верные завету отцов конечно негодовали на Апостолов и их учеников, но… на этом рубеже они останавливались. Далее скрежета зубов дело не шло. На агрессивные действия и физическую расправу с инакомыслящими у них не было права. Вот на этом слове “право“ мы и остановимся подробнее.
Первый пример мы приведем из 18 гл. исторической книги “Деяния Апостолов”. В ней описано как Павел пришёл с проповедью Евангелия в г. Коринф. Ночью Иисус является ему в видении и говорит: “не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе.” (Деян.18:9-10)
Иисус гарантирует Павлу неприкосновенность в этом городе. Кто же будет защищать Апостола от возможных нападок разъяренных Иудеев? Историческая книга “Деяния” описывает попытку Иудеев устранить Павла и воспрепятствовать его проповеди.
“Между тем, во время проконсульства Галлиона в Ахаии, напали Иудеи единодушно на Павла и привели его пред судилище, говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону. (Деян.18:12-13)
В Иерусалиме враги Павла церемонится с ним бы не стали. А здесь в Коринфе им приходится вести себя по-другому. Они приводят Апостола в суд к проконсулу Галлиону и обвиняют своего врага в нарушении закона. Галлион действительно вступил в должность проконсула Ахии в 52 г. Иудеи пытаются новому проконсулу выставить Павла нарушителем закона и тем самым подвести его под уголовную статью (иудаизм был официальной религией, признанной и разрешённой Римом).
Однако Галлион быстро понял, что у Иудеев идет спор с Иудеем Павлом (кстати римским гражданином) относительно тонкостей Моисеева Закона, в которые он вникать не хотел и это было вообще не в его компетенции. Римляне тогда особо не различали Христиан от Иудеев. Поэтому проконсул даже не стал выслушивать ответчика Павла, а в довольно резкой форме отчитал Иудеев и прогнал их вон.
“Когда же Павел хотел открыть уста, Галлион сказал Иудеям: Иудеи! если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас, но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами; я не хочу быть судьею в этом. И прогнал их от судилища”. (Деян.18:14-16)
Обещание Иисуса сбылось. В Коринфе никто не сделал зла Павлу. У него была превосходная защита в лице беспристрастного представителя власти – проконсула Галлиона, который на основании Римского права защитил, сам того не подозревая проповедника Евангелия.
Второй пример мы приведём из 17 гл. всё той же книги “Деяния”. В ней описано как Павел пришёл в Фессалонику, где трижды выступил с проповедью Евангелия в местной синагоге. В результате в Иисуса уверовали некоторые Иудеи и ещё больше прозелитов, включая немало знатных женщин. Такое развитие событий вызвало гневную реакцию со стороны не уверовавших в Евангелие Иудеев и они:
”возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу.
Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда,
а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса.
И встревожили народ и городских начальников, слушавших это”. (Деян.17:5-8)
Опять мы наблюдаем подобную картину. Не принявшие Евангелие Иудеи в порыве ревности пытаются заткнуть рот Павлу и его друзьям. Иудеи не устраивая самосуд, влекут своих врагов к местным стражам порядка, выставляя Христиан преступниками повелений Кесаря (для пущей убедительности они даже массовку из местных зевак организовали). Однако представители власти выяснив в чём дело, отпускают Христиан, так как со стороны последних не было никакого преступления:
“Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их”. (Деян.17:5-8)
Опять закон Рима, в лице местной власти, становится щитом, защищающим последователей Иисуса, от расправы разъярённой толпы, науськанных Иудеями.
Думаю, вам теперь становится понятно, о каком “удерживающем” писал Павел именно Фессалоникийским Христианам. Апостол не “темнил” уважаемый бл. Августин, а просто писал, кратко не вдаваясь в подробности, так как Фессалоникийцы были, как говорится “в курсе”. Они на себе испытали Защиту Римского права от смертельной атаки со стороны “беззаконников” — не уверовавших в Иисуса Иудеев. А знающим людям, достаточно кратко напомнить, не вдаваясь в детали и не тратя драгоценную бумагу и чернила. Так-то святые Отцы.
Третий и последний пример мы приведём из всё той же полюбившейся нам книги “Деяний”. Она довольно подробно рассказывает нам о первом отрезке жизни и учении Церкви Христа.
События, интересующие нас, находятся в главах 21-26. Апостол Павел прибыл в Иерусалим на праздник Пятидесятницы (Праздник дарования Закона). Ведёт он себя непривычно тихо, ни с кем не спорит и никому ничего не доказывает, ни по синагогам, ни в Храме. И однако же, как повествует Лука, конфликта избежать не удалось.
“Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие”. (Деян.21:27-28)
Апостола выволокли из Храма и принялись избивать, причем до смерти. Павел бы наверняка погиб, если бы не “Удерживающий теперь”.
Дадим слово Луке, красочно описавшему приключения Павла:
“Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился.
Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла.
Тогда тысяченачальник, приблизившись, взял его и велел сковать двумя цепями, и спрашивал: кто он, и что сделал.
В народе одни кричали одно, а другие другое. Он же, не могши по причине смятения узнать ничего верного, повелел вести его в крепость.
Когда же он был на лестнице, то воинам пришлось нести его по причине стеснения от народа, ибо множество народа следовало и кричало: смерть ему!” (Деян.21:31-36)
Далее, когда после речи Апостола к соотечественникам, Римляне хотели его бичевать, чтобы доподлинно узнать причину такого неистовства народа, кричавшего: “истреби от земли такого! ибо ему не должно жить”, выяснилось, что Павел – Римский гражданин. Тысяченачальник, отдавший приказ, пытать Апостола, сильно испугался, что связал его! С этого момента Павел находился под надёжной охраной Римских властей. Более сорока ревностных Иудеев заклялись не есть и не пить (объявили пост!) пока не убьют Павла. Однако этой силе противостояла другая сила — Римский закон, охраняющий Римского гражданина от самосуда и неправомерных нападок. Проповедника Евангелия охраняют от потенциальных убийц 400 вооружённых воинов и 200 всадников!

“Дабы проводить нам жизнь тихую и БЕЗМЯТЕЖНУЮ»

После прочитанного давайте подведём некоторые итоги. Павел под “удерживающим теперь” разумел Закон Римского государства, который надёжно охранял Павла (и не только его) как проповедника Евангелия от физической расправы со стороны не уверовавших в Евангелие Иудеев. Слово “ТЕПЕРЬ” наглядно показывало, что ЭТО работало при жизни Апостола. Римское право, прекрасно служило сдерживающей преградой пред натиском “беззаконников” (так их именовал Апостол с позиции Закона Христа) Ревностные Иудеи в порыве гнева и религиозной ярости пытались “ДЕЙСТВОВАТЬ” на прямую или же через других людей. Однако все их попытки разбивались о непреодолимую преграду – железный закон Рима. Поэтому то Павел и призывал Христиан быть законопослушными гражданами, исправно платящими налоги (“подати”) и уважать власть и даже молиться за неё! Почему? “Дабы проводить нам жизнь тихую и БЕЗМЯТЕЖНУЮ во всяком благочестии и чистоте.” (1Тим.2:2)
Потому, что тогда нас противники Евангелия не смогут тронуть пальцем. Никаких мятежей не будет против нас. Ибо мы находимся под надёжной охраной Закона. Поэтому то Павел и назвал правоохранительные органы Рима — “Божьими слугами”: “ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро” (Рим.13:4) Нам Христианам на добро.

А теперь внимание!

Мы переходим к самому главному!!!

Когда же этот «удерживающий» будет “взят от среды”? когда его уберут с дороги и придёт “отступление”? Что этому поспособствует?
Предположения о том, что Павел писал о государстве, о римском законе высказывались и раньше. На смену языческому Риму со времен императора Константина пришел Рим христианский. Имперская Церковь была надёжно защищена от прежних атак языческого государства и иудеев. Исходя из этого появились обновлённые толкования “Удерживающего” как Христианского государства и Христианского Императора (про таких толкователей можно сказать: “слышат звон, да не знают где он”). С падением Византии эта идея отправилась в путешествие по всему миру. У нас в России она воплотилась в формуле: Москва — третий Рим, стоящий на пути беззакония. Богохранимое отчество и воинство ея, ну и т.д. Однако, чтобы точно понять мысль Павла необходимо вернуться опять в его время.
Действительно, закон языческого государства охранял Павла и его друзей от нападок Иудеев не признававших Иисуса за Мессию. От них была защита. А вот такой защиты от самого Рима не было. Начиная с императора Нерона, христиане регулярно подвергались преследованиям. Закон Рима здесь не мог их защитить. Римляне были религиозны. Религия пропитывала весь строй их жизни. Язычники косо смотрели на христиан. У поклонников Марса и Юпитера были изображения богов, а у Христиан никаких изображений не было. Поэтому их называли безбожниками. Христиане собирались вечерами по домам, поэтому их подозревали в заговоре против императора. Последователи Иисуса на своих собраниях пили ритуальное вино, которое называли кровью Христа. Тут вообще можно было дать волю фантазии.
Давайте абстрагируемся от всяких названий. Допустим, есть одна религиозная организация, желающая уничтожить другую. Однако эти попытки натыкаются на стену закона государства. Что нужно предпринять религиозной организации, что бы закон не мешал, а помогал преследовать конкурента? Правильно! Надо стать религиозной частью этого государства. Надо стать одним целым с государством. Тогда конкурента можно будет преследовать по закону. Это и случится при императоре Константине, когда церковь соединится с государством. Кафолики заняли нишу языческой религии в государстве. Они вселились в бывшие языческие храмы, которые были отобраны у прежних владельцев. Теперь они стали “освящать” все действия императора и власти.
У Апостола Павла было два врага, которые между собой не сообщались. Это были Иудеи, не признававшие Иисуса за Мессию, попыткам которых заткнуть рот Павлу, мы уделили достаточно внимания. Но были и другие враги, признающие Иисуса за Мессию, но не понимавшие учение об оправдании одной верой и соблюдающие часть Моисеева Закона. Эти враги были ещё более опасней чем первые. Вот как о них отзывался Павел: “Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.
И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их”. (2Кор.11:13-15)
Епископам имперской церкви удастся воплотить в жизнь, то что пытались сделать Иудеи преследуя Апостолов. Церковная знать будет преследовать еретиков, у которых — защиты закона не будет. А еретиком можно объявить кого угодно! Как можно защитится в суде от преследования Кафоликов, когда епископ сам судья? Если ты объявлен еретиком и отлучен от имперской церкви, то по государственному закону, твое пусть даже и правдивое свидетельство в суде, не будет принято во внимание. Нет правовой защиты. Удерживающий изъят.
Имперская церковь при Константине – это отправная точка церковной апостасии. С этого момента началось тотальное разложение церкви, вступившей в тесную связь с государством, о котором предсказал Павел. Это начало антихристианства, получившего неисчерпаемый административный ресурс.
Они позиционировали себя как истина, строили христианские храмы, пели в них христианские гимны, молились Христу. Правда руки были в крови. Но это же кровь еретиков. Много говорили о вере, да только веру как способ полного оправдания пред Богом, отвергали. Под видом Евангелия заразили миллионы людей аскетизмом, унизив институт семьи. Это был скрытый мятеж против Бога. Это был бунт на коленях. Об этой апостасии предсказывал Апостол:
“Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся”. (2Тим.3:1-5)
Иоанн в своем Откровении описал церковь-отступницу у которой на лбу было написано — “Тайна”. (Откр.17:5) Клирики имперской церкви оказались духовными наследниками двух врагов Апостолов. С одной стороны, они сочетали в себе учение, тех кого Павел именовал лжеапостолами, отвергавшими учение о достижении праведности посредством одной веры. С другой стороны, они, слившись с государством, сумели устранить преграду закона и теперь их врагов ничего не защищало. Иудеи делали эти попытки, но натыкались на “Удерживающего”. А церковный клир оседлавший этого “багряного зверя” (Откр.17:3) сумел направить меч государства против своих врагов. Читайте: Я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего её
Павел назвал беззаконие “тайным”, так как при его жизни начались первые шаги противников Евангелия использовать власть имущих в своих целях. Это состояние можно сравнить с развитием ребёнка внутри утробы — т.е. тайно. Посмотрите, как Давид так же использует это же слово для описания того, что пока скрыто от глаз людских: “Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в ТАЙНЕ, образуем был во глубине утробы”. (Пс.138:15) Так и проницательный взгляд Павла разглядел в этом, пока тайном зародыше, его будущее появление на свет. Начиная с императора Константина эта, утроба разверзнется и доселе “тайное” трансформируется в “явное”. Это явление действительно было похоже на рождение, так как ничего подобного до Константина не было. Ну а за рождением, как известно, следует развитие и рост. Дальше это, легализовавшееся беззаконие, только развивалось и набирало обороты. Как католики и православные расправлялись с еретиками и христианским инакомыслием, я здесь не буду подробно описывать. Слава Богу, история об этом не умалчивает.
Нас же больше интересует их теория, их постулаты. Какой богословский фундамент они закладывали под свою кровавую практику? И как они это согласовывали с волей Иисуса?
Вот что пишет Иосиф Волоцкий, живший в России в 15 веке и канонизированный Русской православной церковью, о методах борьбы с христианским инакомыслием: ”еретика и отступника не только осуждать, но и проклинать следует, царям же и князьям и судьям подобает отправлять их в заточение и предавать лютым казням”. Вот так рассуждает типичный представитель Третьего Рима. У кого же учится он? Ревностный Иосиф учится у знаменитых учителей Византии. Учился у Ионна Златоуста и Афанасия Великого.
Именно Златоуст учил “освятить руку”, смело ударив в лицо проповедующего еретика. Вселенский учитель открыто с кафедры учил своих прихожан святому мордобою: “И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом”. А потом, епископ Константинопольский, призывал смело признаваться об этом в суде. Конечно, чего боятся то? В суде все сойдёт с рук, представителю государственной религии.
Рассуждения Иосифа Волоцкого – это просто классика мышления ортодокса! Следите внимательно за ходом его мысли!
“О царях, князьях и судьях говорят святые апостолы, – о том, что они получили власть от Господа Бога для наказания преступников и для поощрения делающих добро. Верховный апостол Петр наставляет: “Будьте покорны всякому человеческому начальству (то есть человеческой власти), для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, – ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей”(1Пет.2:13–15). Подобно тому учит и апостол Павел: “Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое”(Рим. 13:3–4).
Могут сказать, что святые апостолы повелели царям, князьям и властителям наказывать творящих злое, то есть убийц, прелюбодеев, занимающихся воровством и разбоем и иными злыми делами, а еретики и отступники здесь ни при чем. Но если это было повелено об убийцах, прелюбодеях и делающих иные злые дела, то тем более подобает поступать так по отношению к еретикам и отступникам.Об этом свидетельствуют святые книги. В священных правилах, относящихся к ГРАЖДАНСКИМ ЗАКОНАМ, о неверных и еретиках говорится так: те, кто сподобились святого крещения, но отступили от православной веры и стали еретиками или совершали жертвы эллинским богам, подлежат смертной казни. Если жид дерзнет развратить христианскую веру, подлежит отсечению головы. Если же манихеи или иные еретики, ставшие христианами, начнут потом поступать и рассуждать по-еретически, да будут усечены мечом; а тот, кто знает об этом и не предает их казни, тоже подлежит смертной казни. Если же какой-либо воевода, или воин, или начальник общины, обязанный следить за тем, не поступает ли и не рассуждает ли кто-нибудь по-еретически, узнает о еретике и не предаст его суду, – даже если сам начальник и православный, он подлежит смертной казни.
Зачем же утверждать, что не подобает осуждать ни еретика, ни отступника? Ведь из сказанного понятно, что подобает не только осуждать, но и предавать лютым казням, и притом не только еретиков и отступников: и сами православные, узнавшие о еретиках или отступниках, но не предавшие их судьям, подлежат смертной казни.
Если же кто-либо скажет: “Это гражданские законы, а не апостольские и не отеческие писания”, – тот пусть послушает преподобного отца нашего Никона, который так говорит о ГРАЖДАНСКИХ ЗАКОНАХ в своих богодухновенных сочинениях, а именно в своих посланиях, в слове двадцать первом: Святой поклоняемый Дух вдохновил божественных отцов на святых Соборах, и они установили божественные правила – изложили внушенные Святым Духом божественные законы и слова святых и богоносных отцов и святые заповеди, изреченные устами Самого Господа. Однако божественные правила издревле были ПЕРЕМЕШАНЫ С ГРАЖДАНСКИМИ ЗАКОНАМИ и определениями. Так возникла книга Номоканон, то есть правила закона. Книга эта, в которой божественные правила, заповеди Господни и изречения святых отцов СМЕШАЛИСЬ С ГРАЖДАНСКИМИ ЗАКОНАМИ, составилась не случайно, но по Божьему Промыслу. Ведь святых отцов, бывших на Вселенских и на поместных Соборах, наставлял Святой и животворящий Дух, и они собрали божественные правила и законы, слова святых отцов и сказанные Самим Господом святые Его заповеди, – и со всем этим древние святые отцы соединили и ГРАЖДАНСКИЕ ЗАКОНЫ. Так кто же дерзнет разделить или похулить то, что было воспринято от Святого Духа и святых отцов и сочетается со всем Священным Писанием?”


Историческая справка: Под влиянием высшего ортодоксального духовенства император Юстиниан возвел религиозную нетерпимость в государственную доктрину. Беспощадное истребление ересей он провозгласил долгом совести всех православных подданных Византийского государства. В 527—528гг. были изданы императорские законы против еретиков, язычников, евреев, вероотступников. Преследования распространялись на всех не православных, Законодательство Римской империи со времен Диоклетиана не знало столь суровых и столь грандиозных по своим масштабам гонений на инакомыслящих. Прежде всего вне закона ставились все еретические культы. Еретикам запрещалось иметь свою церковную организацию и иерархию, совершать таинства крещения, брака, рукоположение в духовный сан. Особенно жестоко преследовались всякие «тайные сборища» еретиков. Во все концы империи были посланы правительственные агенты, которые, опираясь на воинские отряды, насильственно заставляли еретиков переходить в православие или подвергали их мучительной казни. Многие еретики были избиты; некоторые сами наложили на себя руки. В 527 г. большое число, мужчин и женщин, были с величайшей жестокостью сожжены на кострах.


А теперь нам в 21 веке самодовольные ортодоксы задают убийственный вопрос: “покажите нам в прошлых веках ваших единомышленников? Назовите хотя бы пару имён? От кого вы произошли?”
Да вы всех поубивали! Всех загнали в глубокое подполье! А ещё вы зачистили историю от ненужных вам имён. В официальную историю вошли вы, да ужасные еретики, которым по законам жанра, официальная пропаганда приписывала всякие небылицы.

Далее преподобный Иосиф Волоцкий ссылается на другого Вселенского учителя:
“Подобно тому пишет и Афанасий Великий: те, кто говорят, что не подобает судить творящих смертные грехи, суть служители ереси. Но если бы было так, как они утверждают, то праведный Ной не осудил бы нечестивого Хама быть рабом братьев своих (Быт.9,20–27). Ведь и Моисей повелел изрубить мечом три тысячи человек, поклонившихся тельцу (Исх.32,25–28), а собиравшего дрова в субботу повелел побить камнями (Чис.15,32–36). Иисус Навин истребил Ахара со всем домом за воровство (Нав.7,19–26). Финеес же убил Замврия за блуд (Чис.25,6–8). И Самуил убил Агага царя пред Господом (1 Цар.15,32–33). И Илия заколол у потока ложных пророков, как свиней (3 Цар. 18,40,4). Елисей же осудил Гиезия за мздоимство, наказав проказою (Цар.5,20–27). А Даниил осудил блудливых старцев по Закону Моисееву и казнил их (Дан.13,60–62). Святой апостол Петр, получивший ключи от Царства Небесного, осудил Ананию с женой его, утаивших часть своих доходов, и они тотчас испустили дух (Деян.5,1–11). И Павел предал сатане Александра кузнеца, Именея и Филита, чтобы научились не богохульствовать (1Тим.1,20;2Тим.2,17).
Так судили праведные – и не были осуждены, но были избраны особо, на духовное служение”.

«в нем найдена кровь пророков и святых»

Вот такая “сборная солянка” из цитат Ветхого и Нового Завета находилась в головах этих “святителей”. Такое богословие полностью развязывало им руки, по отношению к другим христианам, не желавшим состоять в имперской церкви и участвовать в творимых ими беззакониями.
“Поэтому, заключает Иосиф Волоцкий, — все святые преподобные и богоносные отцы наши, пастыри и учители, умоляли благочестивых царей и князей, чтобы они истребляли еретиков”. Гениально, — не правда ли? “У нас духовный сан, мы даже курице голову отрубить не имеем права!”, — вздыхают они.
“У нас только меч духовный!” — смиренно перебирая чётки, произносят они свою любимую мантру, елейным голоском.
Поэтому с еретиками расправятся власть имущие, (у них меч какой надо) по вашей настоятельной просьбе. Вот вам и учение о двух мечах: светском и духовном.
Поэтому Иоанн в своём Откровении и написал об этой корпорации: “И в нем (церковном Вавилоне) найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле”. (Откр.18:24)
Об апостасии церкви, об ужасах, творимых этими “преподобными и богоносными отцами” предупреждали ещё задолго, всадники – вестники из 6-ой главы книги “Откровения».

«katеkhein» — удерживающий

Мысль Апостола об “удерживающем” универсальна. Закон любого государства, который не позволяет преследовать Иудеям или желающей господствовать церкви, других христиан, — является тем самым удерживающим. Такое государство может находится в любом месте земного шара. Таковым государством, по Конституции является современная Россия. Что бы в Европе появились светские государства, понадобились революционные бури. Понадобились Наполеоны и Ленины, которые силой отделяли церковь от государства. Они резали по живому, в прямом смысле этого слова. Те, кто соединился с государством, от государства и потерпели. Так же когда-то Бог лечил Израиль от подражания нравам соседних языческих государств или заигрывания с ними по политическим соображениям, ища поддержки у них. За это потом приходили Асирийцы и Вавилоняне, безжалостно сокрушая возгордившийся и живущий не по заповедям Израиль. А за всем этим стоял Бог Всемогущий.
Многие образованные экзегеты безуспешно ломали головы над этим греческим словом katеkhein переведенное как – “удерживающий”, ища правильные оттенки этого слова, чтобы лучше понять мысль Павла. Но даже если идти к пониманию смысла через лингвистический анализ текста, можно пойти в правильном направлении. Ларчик открывается действительно просто. В этом предложении Павла заложен древний стиль так называемой “игры”. Только здесь Апостол использовал не игру слов или событий, которую мы часто наблюдаем в Писании. (например: «Адам» – первый человек, а земля из которой он взят – «адама»; 40 дней соглядатаев трансформировалось в 40 лет хождения по пустыне) Здесь мы видим зеркальную «игру» смыслов, «игру» понятий: беззаконие – закон. БЕЗЗАКОННИКАМ противостоит ЗАКОН! Мысль Павла проста и гениальна одновременно!
Вот мы и разобрали подробно таинственное предложение Павла. Теперь ясно что значат слова: “тайна”, “беззаконие”, “удерживающий” и его “изъятие”. Осталось одно слово — “ человек греха” (антихрист).
Если между изъятием “удерживающего” и церковным отступлением есть, как мы показали причинно-следственная связь. Логично было бы предположить, что и между отступлением и явлением антихриста, есть подобная связь. Если антихристианство утвердилось при помощи государства, то и антихрист так же явится не без помощи государства. Вопрос, какого государства? Одного? А может двух? Эта важная и интересная тема, достойна отдельного исследования.

Муж с “открытым оком”

В заключении, хочу привести пример действия “удерживающего теперь” в моей жизни. Я живу в современной России, являющейся по Конституции светским государством.
Однажды мне довелось участвовать в одном судебном разбирательстве в качестве свидетеля со стороны ответчиков. Истцом был человек, (не буду называть его имя) сравнивающий себя, по духовной безграмотности, с древним Валаамом – мужем с «открытым оком». Когда мне разрешили войти в зал судебного заседания для дачи свидетельских показаний, то этот современный Валаам ничего лучше не придумал как открыть книгу правил вселенских соборов и указывая на неё попытался убедить судью, что еретиков и отступников от православия, свидетельские показания нельзя принимать. Судья с усталым видом, конечно из вежливости пред этим 70-летним стариком, сказал примерно следующее: “я сужу на основании действующего законодательства — Гражданского кодекса Российской Федерации. А если вы хотите спорить по Библии, то можете собраться для этого в другом месте.”
Всё это выглядело с их стороны и комично и безграмотно одновременно. Этот старый беззаконник сделал попытку устранить меня как свидетеля. Однако Закон светского государства защитил меня как гражданина и Христианина. Муж с «открытым оком», устремившийся на меня, ударился своей буйной головой о шлагбаум Закона.
Так же глупо, 2000 лет назад, выглядели Иудеи, нападавшие в суде на Павла. Подобных “истцов” проконсулы выгоняли вон.
Кстати, суд мы выиграли. Однако если бы этот суд состоялся в Византии или в дореволюционной России, то мне было бы не до смеха.

1 КОММЕНТАРИЙ

ВАШ КОММЕНТАРИЙ:

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь