МОЛИТВОЮ И ПОСТОМ?

Прежде чем мы займемся исследованием текста Евангелия, где мы находим известное словосочетание — “молитвою и постом”, я хочу обратить ваше внимание на излюбленную тактику нашего главного врага. Вот как его характеризует Апокалипсис Иоанна: “великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную” (Откр.12:9). Сатана — это великий древний обольститель. Первой, кто из людей испытал на себе гениальную способность этого духа обольщать, была Ева. “И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела” (Быт.3:13). Вообще, история обмана падшим ангелом Адама и Евы, это – классика. Классика обольщения. Не устоявший в истине херувим придумал отнюдь не примитивную схему обольщения. Он сумел так хитро построить беседу с Евой, что она отважилась нарушить заповедь Божию. Злой дух, поманив перспективой духовного роста и совершенствования в познании, коварно подставил под гнев Божий двух праведников, каковыми были наши прародители. Обратите внимание, что вначале дьявол вводит в заблуждение Еву. Потом эта женщина, уже без видимого участия хитрого змея, сама становится инструментом обольщения Адама. Каковы были последствия отступления Адама и Евы от заповеданного им Богом, мы ощущаем на себе по сей день.
Бог не остался безучастным к этой трагедии человечества. Господь, проявляя отцовскую заботу об изгнанниках из рая, дал нашим прародителям очень важное напутствие: “вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту” (Быт.3:15). В развернутом виде, эта очень важная информация из уст Бога, читается так:
а) между человеком и дьяволом – война, война на истребление. Никакого перемирия между вами быть не может; либо вы – его, либо он – вас.
б) дьявол не любитель прямолинейной атаки “в лоб”. Этот “змей”, ловко богословски маскируясь, будет устраивать вам интеллектуально-религиозную засаду, из которой будет смертельно “жалить в пяту”.
в) Поразить (убить) этого “змея” возможно, если нанести удар ему в голову (удары по хвосту бесполезны), то есть бить надо в суть, в первопричину, в идею, в замысел. Эту же мысль о коварной тактике этого “хищника” подтверждают строки из псалма Давида: “сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным; подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои; сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его” (Пс.9:29-31).
Читая Священное Писание, мы видим, как на протяжении всей истории Израильского народа, дьявол постоянно вводил их в заблуждение. Для этой цели древний змий задействовал особых людей. “Имеющий острый с обеих сторон меч” у “Которого очи, как пламень огненный” называет два имени. Это – Валаам и Иезавель (Откр.2гл.). Глава Церкви Иисус Христос, из всех соблазнителей Израиля, выделил только их и, наверное, не без причины. Эти два язычника, оставили зловещий и кровавый след в истории Израиля. Не вдаваясь в подробности тех событий, когда орудовали эти два преступника, кратко скажем об их коварной тактике.
Валаам дал всего лишь один совет языческому царю Валаку, и в результате, без боя в стане Израиля погибло 24 тысячи воинов. Посредством соблазнительных танцовщиц-блудниц эти тысячи Израильтян впали в идолослужение, за что и были тут же поражены Богом. Дочь Сидонского царя — Иезавель, став женой Израильского царя Ахава, сначала заразила своего мужа поклонением Ваалу, а затем — практически весь Израиль. Иезавель хозяйничала в уделе Господнем сама, писав письма старейшинам городов от имени царя Ахава и запечатывала их его печатью!
“И написала она от имени Ахава письма, и запечатала их его печатью, и послала эти письма к старейшинам и знатным в его городе,
живущим с Навуфеем.” (3Цар.21:8).
Эти два случая наглядно показывают, как все тот же древний змий раз за разом ухитрялся заражать язычеством потомков Авраама. И это несмотря на то, что в первом случае во главе Израиля был Моисей, а во втором – пророк Илия. Потомки Иакова, живя в обетованной земле, находились в окружении языческих народов и постоянно подвергались идеологической атаке с их стороны.
Так было во времена ветхого завета. А как будет вести себя древний змий во времена нового завета? Точно так же. Злой дух так же будет атаковать Церковь, заражая её членов язычеством окружающих народов. Только теперь на смену “ветхозаветному” обольщению падший ангел придумает “новозаветный” обман. Для этого изобретательный на зло дух воспользуется не развратом, блудом, оргиями, пьянством и прочими извращениями, сопровождавшими культ Ваала и Астарты, для обольщения последователей Иисуса лукавый дух использует реверс, т.е. обратную сторону этого древнего языческого культа — аскетизм. Философия Платона – вот его новое оружие. «Сома сэма» (тело как гробница) – вот его новый девиз. Миллионы христиан будут заражены аскетизмом. Чтобы скрыть языческое происхождение аскезы, наследники Валаама назовут Сократа и Платона – «христианами до Христа». А чтобы окончательно убедить христиан, что аскеза является важнейшей частью Евангелия, поступкам Иоанна Крестителя, девы Марии, апостола Павла и Самого Иисуса Христа, дадут однозначно аскетическую трактовку. Вживлением аскетизма в умы миллионов христиан займутся т.н. «святые отцы».
Слава Богу, что в наше время многие последователи Иисуса прозрели и вышли из тьмы средневековья. Однако некоторые «личинки» монашеской идеологии, оставленные чьей-то рукой в каноне книг Нового Завета, до сих пор оказывают негативное влияние на мышление христиан, не давая им дышать полной грудью свежим воздухом Евангелия.

Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом

Ни для кого не секрет, что словосочетание – “молитвою и постом”, как священную мантру любят повторять убеждённые сторонники аскетического богословия. Их уверенность покоится на том, что эти слова сказаны Самим Главой Церкви – Иисусом Христом, как заповедь для Своих последователей. Именно в повествованиях, составленных Матфеем и Марком и находится эта знаменитая фраза: “сей же род изгоняется только молитвою и постом.” (Матф.17:21); “сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.” (Мар.9:29)
Если уж Сам Христос указал на пост и молитву как на единственное оружие против демонов, значит правы были монахи, проводившие всю свою жизнь в этих подвигах. Значит аскетизм от Бога. Значит христианин должен как можно больше поститься и молиться, чтобы находиться на духовной высоте и быть во всеоружии. Однако, при внимательном и вдумчивом рассмотрении эпизода исцеления Иисусом бесноватого, где мы и находим знаменитую фразу — “молитвою и постом”, а также при содействии Духа Божия, мы выведем на чистую воду ещё одну средневековую ложь. Поможет нам в этом деле беспристрастная Библейская археология и текстология, в лице учёного библеиста с мировым именем — Брюса Мецгера.

человек, который любит есть и пить вино

Для начала нам необходимо непредвзято посмотреть на поведение Иисуса и Его учеников. Когда Иисус начал исцелять “всякую болезнь и всякую немощь в людях” (Матф.4:23), Он стал часто приглашаться в гости благодарными людьми, которые по такому случаю выкладывали на стол самое лучшее, ради такого Гостя. Христос всегда откликался на приглашение, трапезничал и беседовал с пригласившими. По этой причине соблазнявшиеся Его поведением и говорили о Нём: «человек, который любит есть и пить вино» (Матф.11:19). Каков учитель, таковы и ученики, это непреложное правило. Христос – ел и пил, и Его ученики ели мясо и пили вино. Ревностные фарисеи искренне не понимали такого поведения, почему и задали вопрос: «почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?» (Лук.5:33). Иоанн Креститель и фарисеи находились по разную сторону нравственных баррикад, однако вели похожий образ жизни — часто постились и практиковали долгие молитвы. Иисус же со своими учениками жил совсем по-другому. Он и Его ученики не постились и молились кратко. Вспомните как на просьбу Своих учеников научить их молиться “как и Иоанн научил учеников своих”, Христос дал им весьма краткую молитву. Эта молитва известна всему миру под названием: “Отче наш”. Она состоит всего лишь из семи-восьми предложений! На фоне такого поведения Иисуса странно было бы вдруг услышать от Него призыв к посту и молитве. Не правда ли?

Откуда у Него такая премудрость и силы?

Теперь давайте вспомним как Христос исцелял людей. Быть может Он перед этими событиями постился и подолгу молился? “Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него” (Лук.5:12-13).
“Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.
Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.
И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!
Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его”
(Лук.7:12-15).
“И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,
он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,
потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;
всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;
увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,
и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!
Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.
И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.
И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.
Паслось же там при горе большое стадо свиней.
И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.
Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море” (Мар.5:2-13).
Христос одним Своим словом или прикосновением исцелял любую болезнь, воскрешал мёртвых, изгонял бесов и повелевал стихиям. Для Иоанновых учеников и фарисеев Иисус был настоящим камнем преткновения и соблазна. Как, не ведя, по их понятиям, высокодуховный образ жизни без постов и продолжительных молитв Иисус совершал чудеса? Не учившись в официальных заведениях – прекрасно знал Писания! “Откуда у Него такая премудрость и силы?” (Матф.13:54)
Да! Иисус был загадкой для современников. Общительный характер сочетается в Нём с умением составлять мудрые притчи. Когда Он успевал их придумывать?! Жизнь Его протекала на виду у всех. Он не чурался прийти на брачный пир, где превращал воду в вино, не брезговал общением с Самарянами. Он окружён и детьми, и взрослыми. Он встречается с людьми и днём и ночью. На всех у Него хватает время, на всё у Него хватает сил. На кого меньше всего был похож Иисус — так это на аскета. То, что Он в тридцать лет не имел семьи, никак не говорило о Его склонности к одиночеству. Обычаи того времени позволяли мужчинам завести семью и в более зрелом возрасте.

по неверию вашему

Теперь перейдём к тексту где и находится небезызвестная фраза: “молитвою и постом”. Эпизод исцеления Иисусом бесноватого юноши описывают Матфей, Марк и Лука. Это событие случилось сразу после чудесного преображения Христа на горе перед избранными учениками. Вот как описывает этот случай Лука:
«В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа.
Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня:
его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его.
Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли.
Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего.
Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его.
И все удивлялись величию Божию.» (Лук.9:37-43)
Обычная и уже привычная для нас картина, в которой Иисус в очередной раз помог двум людям. Христос властью Своего слова исцелил одержимого бесом сына и вернул его здоровым отцу. Однако, этот эпизод интересен тем, что здесь мы видим неудачу учеников Христа. Они не смогли изгнать беса из отрока, хотя Иисус наделил их этой властью. В чем же причина сей неудачи? А в том, что они – пока только ученики. Аттестат зрелости они получат на пятидесятый день после воскресения Иисуса, а пока они студенты-первокурсники. А когда человек учится, то не всё у него получается, как у учителя. Дело учителя терпеливо проводить работу над ошибками учеников. Только так и происходит рост.
Матфей и Марк оставили нам подробности работы Учителя Иисуса над ошибками Своих учеников:
“Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?
Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас” (Матф.17:18-21)
Апостолы, как прилежные ученики, пытаются выяснить почему они не смогли помочь человеку. Иисус причину постигшей их неудачи видит в их неверии. Видимо, вид бесноватого устрашил их или же сам демон своей силой посеял сомнение в их сердцах, что и повлияло на негативный результат.
Опять же привычная картина. Иисус везде говорит о вере. Он почти всегда спрашивал о вере у желающих исцелиться. Везде, где была вера, были и чудеса исцелений. Где веры не было, не было и чудес. Вера во всемогущество Божие, вера в то, что Иисус поможет — было главным условием успеха.
Но неожиданно ответ Иисуса ученикам заканчивается фразой: “сей же род изгоняется только молитвою и постом.” (Матф.17:22)
У Марка вообще нет в ответе Иисуса ни слова о вере. Вопрос учеников и ответ Учителя выглядит так: “И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?
И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста” (Мар.9:29-30).
Эта строчка о молитве и посте, как о главной составляющей успеха в борьбе с демонами, претендует ни много ни мало на откровение. Она, как принято говорить в таких случаях, — “из другой оперы”. Эта мысль о посте и молитве совершенно не вписывается не только в контекст этого эпизода, эта идея аскезы совершенно противоречит всему, что делал Иисус и чему Он учил. Любой думающий человек, оказавшийся на месте Апостолов, должен был бы переспросить Учителя о причинах такого “реверанса” от веры в сторону постов и продолжительных молитв. Апостолы Христа были пытливыми учениками и такой вопрос обязательно бы задали. Иисус никогда, ни до, ни после, ни словом, ни делом не учил о постах и молитвословиях. Не постился ни Он Сам, ни Его ученики. Все чудеса Он совершал одним Своим словом, а не за счёт продолжительных молитв и «отчиток».
Вообще этот ответ Христа похож на учение гностиков, которые обладали особым и тайным знанием (“гнозис” — знание). Это тайное знание они сообщали только узкому кругу посвященных. Профаны же были лишены этой информации.
Вопросы по поводу фразы “молитвою и постом” могут возникнуть только у людей, получивших спасение и жизнь вечную посредством веры в Евангелие, веры во всемогущество Иисуса. Святость и праведность были ответом Христа на нашу веру Ему. Чистота и слава Божия были результатом нашего уверования в Него. Если же этого нет, если человек не пережил этой чудесной перемены, то «пост и молитва» будут елеем для его уха, а не холодным душем. Для христиан, увлечённых аскезой, «пост и молитва» будут попутным ветром в их паруса. Люди, уверовавшие в каждую букву текста Библии, а не водимые Духом, не наставляемые внутренним голосом Святого Духа, который использует не чернила и бумагу, также рискуют не заметить этот диссонанс между “постом и молитвою” и Евангелием Христа. Их логика предельно проста: “Если написано “молитвою и постом”, значит так и есть.” Сколько раз я выслушивал от искренних христиан указания на (Матф.17:22) и (Мар.9:30). Я же опирался на то, что было написано Духом Святым у меня в сердце. Помощь от Господа пришла: “Я оказал помощь мужественному” (Пс.88:20)

Изменения, внесённые по доктринальным соображениям

Во времена пророка Илии, Иезавель писала собственной рукой письма от имени Израильского царя и скрепляла их его печатью. Что должен был делать старейшина Израиля, получив такое официальное письмо? Как бы поступили вы на его месте? В средние века, всё та же рука Иезавели дотянулась до священных текстов, попавших в канон книг нового завета.
Давайте дадим слово светилу мировой библейской текстологии. Вот что пишет Брюс Мецгер в своей книге: “Текстология Нового Завета”, в главе № 7, озаглавленной так: “Причины возникновения ошибок при передаче текста Нового Завета”.
1. “Преднамеренные изменения.”
Может показаться странным, но порой “думающие” переписчики представляли большую опасность для текста, чем те, единственной целью которых было точное копирование того, что лежало перед ними. Многочисленные разночтения, которые можно классифицировать как преднамеренные, без сомнения, привнесены благочестием переписчиков, уверенных в том, что они исправляют ошибки или неудачные выражения, которые попали в священный текст и которые необходимо устранить. Впоследствии, другой писец мог снова ввести в текст исправленное ранее неправильное чтение.
1.1 “Изменения, внесённые по доктринальным соображениям.”
Количество преднамеренных изменений, сделанных в интересах богословия, трудно точно определить. Ириней, Клемент Александрийский, Тертулиан, Евсевий и многие другие Отцы Церкви и раннехристианские авторы обвиняли еретиков в умышленном искажении Священного Писания. В середине 2-го века Маркион исключил из своих списков Евангелия от Луки все указания на иудейское происхождение Иисуса. “Гармония” Евангелий Татианна содержит аскетические и энкратические взгляды. Даже внутри Церкви иногда одна группировка обвиняла другую в искажении текста Священного Писания.
Рукописи Нового Завета хранят следы двух видов догматической правки:
1) приведшие к изъятию или изменению того, что рассматривалось как богословски неприемлимое ли неудобное и
2) вносившие в Священное Писание “обоснование” излюбленного богословского положения или сложившейся практики.
Принимая во внимание усиление аскетических тенденций в Древней Церкви, и то, что соответствующие требования относительно поста являлись обязательными для всех христиан, неудивителен тот факт, что монахи, переписывающие рукописи, вводили указания на практику поста обычно в сочетании с молитвой. Так, например, произошло во многих рукописях Мк. 9:29; Деян. 10:30; 1Кор. 7:5.
В Рим. 14:17, где о Царстве Божьем сказано, что оно не пища и питие, “но праведность и мир и радость в Духе Святом”, кодекс № 4 после слова “праведность” имеет вставку — “и аскеза”.

слово их, как рак, будет распространяться

Аскетическая болезнь очень рано проникла в сознание некоторых христиан. Не зря Павел писал: “ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться” (2Тим.2:16-17). В последствии аскетизм не просто “поднимет голову”, но “встанет у руля” вселенской Церкви. Монашество станет идеалом, к которому должны будут стремиться все ревностные христиане. Если Вселенская Церковь в лице монашествующего Епископата, содержащая в чистоте учение Христа, имеет право исправлять недочёты людей, то неужели она не имеет права исправлять священные книги? Логично. А раз монахи исповедовали аскетизм в крайних его проявлениях, то духовная жизнь им представлялась невозможной без постов и молитвенных бдений. Бобы и неусыпаемая псалтырь — вот их пища и оружие против дьявола. Поэтому они и дописали в некоторых книгах, вошедших в церковный канон, упоминания о постах и молитвах.
Монахи искренно верили, что вести высокодуховный образ жизни без постов и молитвенных бдений, просто невозможно. А раз эта идея воспринималась ими как само собой разумеющееся правило, то хорошо было бы эту мысль закрепить не только в устных церковных проповедях, не только во всевозможных преданиях, но и в самых ранних церковных памятниках. Поэтому мы и получили то, что получили. Ну а поздние переписчики книг уже прилежно переписывали то, что до них дошло, боясь исправить даже букву.
По этой причине мы и читаем теперь, нимало не сомневаясь, про “пост и молитву”, как заповедь из уст Самого Иисуса Христа. Ведь мы слепо доверяем тексту. Нас приучили не думать.
Подозрительное словосочетание “пост и молитва”, кроме вышеперечисленных мест, находится и в: Лук.2:37; Деян.13:2-3 и Деян.14:23.
Кстати, эта практика корректировки текста книг Нового завета лишний раз доказывает, что сам текст никогда не воспринимался первичным по отношению к Учению. Первично всегда Учение, первична идея и мысль, содержащаяся в сознании, в уме и сердце человека. Под своё аскетическое сознание монахи лихо правили священные тексты, потому что были водимы не Духом Святым, а невежеством в вере. Это оказалось на руку только тому, кто был заинтересован, чтобы семена ВЕРЫ были заглушены тернием аскетизма.

Но вернёмся к Евангельскому эпизоду с исцелением юноши. Эта история, описывающая неудачу учеников и вразумление их Иисусом, имеет глубокий духовно — нравственный смысл в наставлении для всех Христиан. Апостолы были наделены Иисусом властью изгонять бесов. Однако же, когда они допустили в своё сердце сомнение, их постигла неудача. В чём мораль? Мораль в том, что отношения с Богом всегда должны быть живые, а не на автопилоте. Не должно быть в духовной жизни никакой привычки, никакой инерции. Только живые отношения с Живым Богом!
А ведь некоторые люди, считающие себя наследниками Апостолов искренно верят, что они их преемники пожизненно. Их сан является гарантией этого. Епископы, пасторы и священники не сомневаются в своей особой избранности. Они, и только они, носители и хранители священного огня. Несмотря ни на что, на них — «благодать», а толпы прихожан искренно в это верят.
А вот демонов “на мякине не проведёшь”. Бес, гнездящийся в юноше, никаких авторитетов не признавал. Его мало волновал статус и сан апостолов, их посвященность. Тень сомнения и неверия перечеркнула все их ожидания. И только вмешательство Самого Иисуса изменило ситуацию.
Вера – вот чего боятся демоны! Чрез Веру мы получаем полное исцеление души! Находясь в Вере, мы духовно растём! Верой отбиваем все атаки врага!

7 КОММЕНТАРИЯ(-ЕВ)

  1. Начав читать статью, хотел было сразу начать ее опровергать, особенно тезис А. Дмухи (цитирую его текст дословно): Иисус никогда, ни до, ни после, ни словом, ни делом не учил о постах и молитвословиях. Но оказалось, что А.Дмуха считает Священное Писание испорченным монахами, и тексты о посте и молитве – поздними вставками. После этого говорить не о чем. Мартин Лютер на обвинении в ереси сказал примерно так: «пока мое учение не опровергнут на основании Слова Божия, не от чего не откажусь. На том стою и не могу иначе». С лютеранами у нас есть общее Священное Писание, с ними можно спорить. С Дмухой спорить нет возможности. У него свой канон Нового завета, куда не входит послание Иакова, не вписываются слова о посте и молитве, наверняка чужды слова, где сказано, что Царство Небесное силою берется и т.д.

  2. Не понял в чем проблема автора, не хочешь изгонять бесов — не постись. И вообще, давно ли кто бесов то изгонял?))) Сейчас бесноватых закрывают в специализированных учреждениях и галоперидолом лечат и я думаю отличить бесноватого от психически нездорового не представляется возможным, привет Эмили Роуз.

    Ну и да, согласен с комментатором выше, либо ты считаешь все Писание истинным априори, либо нет.
    Если человек допускает, что здесь что то могло быть монахами или кем бы то ни было изменено, то это прецедент, благодаря которому можно считать, что любая фраза, любой стих и любое слово может быть изменено. В этом случае вы гораздо опаснее для неокрепших христиан, чем те, кто эти стихи просто неправильно трактует с вашей точки зрения.

  3. «Для чего Иисус постился 40 дней находясь в пустыне?»
    Христос оказывается постился. А еще Он проводил ночи в молитве.

  4. Пост — тема серьезная, и не обдуманный подход к ней может очень сильно навредить здоровью, и даже стать причиной смерти. В связи с тем, что автор статьи ставит под сомнение авторитет Писания, также не вижу смысла в дискуссии.

  5. Необдуманный подход к посту может серьезно навредить здоровью, и даже привести к смерти. Но так как автор статьи умаляет авторитет Писания, то не вижу смысла для дальнейшей дискуссии.

  6. Ученики потеряли дар Иисуса изгонять бесов, совсем не по причине отсутствия молитвы и поста. Я эту тему исследовал и Господь дал мне ответ. И слов » поста» нет в греческом переводе Библии. Оно было добавлено в 16 веке Эразмом Ротердамским. Но зато есть Божий пост который указан в 58 главе Исайи.

  7. Ученики потеряли дар Иисуса вовсе не по причине отсутствия молитвы и поста. Я могу это утверждать, ибо исследовал эту тему. И слова » поста» нет в греческом переводе.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ:

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь