Я ВОЗЛЮБИЛ ИАКОВА (Мал.1:2)

Мне не раз приходилось слышать негатив и укоризны со стороны не только язычников, но и, к сожалению, христиан в адрес этого великого человека, избранного Богом. Избрание напрямую никто собственно не отрицает, однако, критика, а вслед за ней и осуждение известных поступков Иакова, по сути ставят под сомнение оценку, полученную им от Бога: «Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова» (Мал.1:2).
Современные люди примеряют на себя некоторые поступки древних праведников и говорят: «что бы сказал Бог, если бы я сейчас так же поступил?!» Такой некомпетентный суд без учета культуры и обычаев того времени, конечно, не может быть объективным. Но, к сожалению, некоторые христиане живут по правилу: «не понимаю — значит не принимаю».
Итак, давайте обратимся к Писанию, которое до нас и донесло эти поучительные истории. Эти священные свитки хранят память о великих святых и избранниках Божиих. И пусть Сам Господь скажет нам свое мнение. На Его слово мы должны равняться, если мы доверяем Ему. Верить Богу – значит соглашаться с Его мнением. Доверять Богу — значит ориентироваться на Его суд. “Бог — судия праведный” (Пс.7:12)

первородство

«Иаков»… Это имя он получил неслучайно. В древности, родившегося называли в привязке к обстановке или ситуации, в которой появлялся ребенок на свет. Так было и с нашим героем. Он явился на свет, ДЕРЖАСЬ РУКОЮ ЗА ПЯТКУ БРАТА! “Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков.” (Быт.25:26) Замечательный случай, не правда ли? В основе имени «Иаков» лежит корень «акав», от которого образовано существительное «акев» — пятка. Иаков — значит «держащий за пятку». Первенцем был брат Исав. Иаков был вторым, но он «держит брата за пятку». Этим он как бы говорит: «борьба еще не закончена» Когда братья выросли, то Исав стал ловким охотником, а Иаков – тихим домоседом. Однако, далее мы увидим какой огонь борьбы горел внутри этого, с виду тихого человека. И если Исав охотился за дичью, то Иаков охотился за благословением. Книга Бытие описывает небольшой, но яркий эпизод из жизни двух братьев, в котором Исав – старший брат, пренебрег своим первородством. “И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство”. (Быт.25:29-34) Исав, за сиюминутное удовольствие продал свое первородство! Спустя много веков после этой истории Апостол, обращаясь к последователям Христа, напишет так: “чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.” (Евр.12:16)
Поступок Исава стал нарицательным и приобрел позорную славу на века. Да, первородство в рот не положишь. Его не пощупаешь руками. Первородство – это особая честь, честь от Бога. Оно незримо. Это не предмет чувственности. Исаву же такое первородство было не нужно. По сути, Исав без боя отдает свое преимущество младшему брату, находясь при этом в ясном уме и твердой памяти. Бог же свидетель сему. Жизнь продолжается. Исаак любит своего первенца Исава – удачливого охотника, а мать Ревекка благоволит к Иакову.И вот состарившийся Исаак призывает Исава, чтобы официально благословить – поставить своего старшего сына себе в преемники. Т.е. Исав, по мысли отца, должен был стать продолжателем главного дела жизни Авраама и Исаака пред Богом. Если бы это случилось, то привычное нам выражение: “Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова” выглядело бы так: Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Исава. Но Всемогущий не хотел быть Богом Исава. Его выбор был в пользу Иакова, поэтому-то и произошло всем известное событие, участником которого стал Иаков. Этот поступок Иакова многие христиане отказываются понимать и как следствие — осуждают.
Итак, престарелый Исаак должен был «рукоположить» себе в преемники достойного кандидата и наделить его особой властью. Властью быть первым, властью быть духовным лидером. В этом почет, слава и особая ответственность пред Богом. Исаак желает чтобы этой честью был наделен Исав. Исав его первенец. Бог судил ему родиться первым. Бог благословляет его в охоте. Какие ещё могут быть вопросы о преемнике? Но для Бога физическое первенство и внешний успех еще не гарантировали право на духовное преимущество. Что же произошло далее? А дальше события начинают разворачиваться как в остросюжетном приключенческом фильме. Ревекка услышала об этом намерении Исаака. А ведь она могла и не услышать этого разговора. Но Бог сделал так, что она УСЛЫШАЛА. Мать мгновенно предлагает Иакову дерзкий (очень смелый) план, узнав о котором он вначале испугался. Но Ревекка буквально ПРИКАЗЫВАЕТ сыну! Вообще, когда я читаю 27-ю главу книги Бытия, повествующую нам об этих событиях, пред моим взором предстает женщина-мать, которая все эти годы ждала этого судьбоносного момента. Ждала и готовилась. Ждала и готовилась исполнить волю Божию. Ее мало волнуют толки и пересуды людей (в том числе и современных): «Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих…» (Быт.27:13). Она, словно сжатая пружина — выпрямилась в нужный момент. (Эх! Если бы у жены Адама – Евы, было такое же стремление претворить в жизнь волю Бога). В ее действиях чувствуется стопроцентная уверенность в успехе задуманного. Откуда такая уверенность?
Писание сообщает нам, что во время беременности Ревекки «сыновья в утробе ее стали биться» (Быт.25:22). Будущая мать вопросила Бога об этом и получила ответ: «Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему». (Быт.25:23) Ревекка еще до рождения детей была посвящена в тайну о судьбах ее сыновей: «Больший будет служить меньшему». «Меньший» – это Иаков. Поэтому она действует решительно, уповая на слово Господа.
Перед тем как благословить сына, Исаак захотел поесть любимой пищи. Исав, уверенный что его благословение никуда не денется, уходит на охоту за дичью. А в это время Ревека быстро готовит двух козлят из стада, как любит Исаак. Она одевает Иакова в богатую одежду своего старшего сына, а руки и шею его обкладывает кожей козлят. В таком виде, с приготовленным матерью кушаньем и хлебом в руках, Иаков входит в шатер к отцу. Исаак спрашивает: “кто ты, сын мой?» (зрение Исаака притупилось). В ответ Иаков представляется первенцем Исавом. Отец просит подойти вошедшего, чтобы ощупать его: “я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?” И не узнает его! Когда Исаак поел приготовленной пищи, то просит поцеловать себя, чтобы проверить по запаху вошедшего: “И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь” (Быт.27:27) «…которое благословил Господь» — т.е. Исаак думает, что его выбор – Божий выбор. У него явное желание угодить Господу.После всех этих проверок Исаак торжественно благословляет Иакова, говоря: “Да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя – благословенны!” (Быт.27:28) Почему Иаков не был узнан? Ответ один – так захотел Бог. Бог захотел, чтобы Исаак поставил своим преемником Иакова, а не Исава. Именно по этой причине Ревекка вовремя узнала о предстоящем важнейшем событии. По этой причине Иаков не был узнан, хотя был ощупан и обнюхан отцом. По этой же причине Исав не пришел раньше с охоты. Если бы Бог был на стороне Исава, то задуманное Ревеккой и Иаковом не состоялось бы. Бог легко мог разрушить их замысел. Кожа козлят свалилась бы в неподходящий момент с рук и шеи Иакова во время ощупывания или же Исав пришел бы с охоты чуть пораньше.
Когда отверженный Богом Саул пришел тайком ночью к волшебнице в Аэндоре, то как бы он не таился (а он сменил одежду), он был узнан: “и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты – Саул” (1Цар.28:12)
А вот Давида Саул никак не мог найти, хотя поднял на ноги всех своих слуг, потому что Бог не хотел этого: “Саул искал его всякий день; но Бог не предал Давида в руки его”. (1Цар.23:14) “И шел Саул по одной стороне горы, а Давид с людьми своими был на другой стороне горы. И когда Давид спешил уйти от Саула, а Саул с людьми своими шел в обход Давиду и людям его, чтобы захватить их; тогда пришел к Саулу вестник, говоря: поспешай и приходи, ибо Филистимляне напали на землю. И возвратился Саул от преследования Давида и пошел навстречу Филистимлянам; посему и назвали это место: Села-Гаммахлекоф.” (1Цар.23:26-28) Если бы вестник к Саулу пришел чуть позже, — не сдобровать бы Давиду. Но Бог сделал так, что вестник пришел в нужный момент и Давид остался не пойман.
Так и в нашем случае, — смелый план Ревекки не сработал бы, если бы не цепь счастливых случайностей, если бы не благоволил к задуманному Бог. Сам Бог претворил в жизнь план Ревекки! Опоздавший Исав, узнав о том, что Иаков взял его благословение, поднял громкий вопль: “И сказал он: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он ЗАПНУЛ меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое” (Быт.27:36)
Обратите внимание! Исав толкует имя брата и сравнивает его с борцом, который опрокидывает соперника с помощью захвата ноги. “И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего”. (Быт.27:41) Исав собирается поступить с Иаковом так же, как поступил когда-то Каин с Авелем — убить брата. Каин так же был старшим, но был отвергнут Богом. Но Бог хранит Иакова: “И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее”. Опять утечка информации в пользу «держащего за пятку соперников». Исаак и Ревекка посылают Иакова за женой в Месопотамию к родственникам и тем спасают его от убийственного замысла Исава.

тебе благословение Авраама

Теперь давайте выясним отношение «обманутого» Исаака к тому, кто по мнению некоторых, нечестно завладел первородством? Если мы убедимся, что отец не просто «махнул рукой» на случившееся, а успокоился, увидев в этом руку Божию, значит и современные критики Иакова должны положить руку на свои уста. Если кто-то забыл, то стоит напомнить, что старец Исаак – тот самый младший сын Авраама, которого предпочел Бог его старшему брату – Измаилу. Более того… Исаак непосредственный участник тех драматических событий, когда Бог повелел Аврааму принести его во всесожжение (Быт.22 гл.). Именно он, доверившись Богу и своему отцу, смиренно лежал связанный на приготовленном жертвеннике поверх дров, когда его судьба неожиданно была решена в последнюю минуту. Исаак, как никто другой, знал не понаслышке что такое воля Бога и как иной раз совершенно неожиданно Он возвещает ее людям. Да и к делу выбора своего преемника отец относился очень и очень серьезно. Ведь когда он понял, что благословение получил не тот, кого он планировал, а кто-то другой, он сильно испугался: «И вострепетал Исаак весьма великим трепетом…» (Быт.27:33). Поэтому, чтобы понять настроение отца к этим судьбоносным событиям, внимательно читаем строчки Писания:
“И призвал Исаак Иакова и благословил его: Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, и да даст тебе благословение Авраама, тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!” (Быт.28:1-4) Обратите внимание на речь Исаака: “Бог же Всемогущий да даст тебе благословение Авраама”! Ведь отец, после случившегося, мог и не так благожелательно разговаривать с Иаковом, если бы гневался на него за его поступок. Но Исаак понял, что за этими событиями стоял Бог. Он осознал, что это не случайность, и уж тем более не воровство, а перст Божий. Поэтому и говорит такие слова Иакову, подтверждая свое благословение.
Чтобы были развеяны последние сомнения в «виновности» Иакова в этом поступке, Писание повествует нам о случае, который произошел с ним вскоре после этих событий. Иаков по пути в Харран заночевал в одном месте. Он увидел удивительный сон, в котором Господь Сам, из Своих уст благословил его: “и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь» (Быт.28:15). Какие удивительные слова! Как будто отец разговаривает с любимым сыном. Бог не будет знаться с негодяем. Бог не потерпит рядом безнравственного человека. Значит Иаков был хорош и очень хорош! Значит мы должны ориентироваться в своих суждениях на суд Божий, а не на свое мнение. Значит в действиях Иакова НЕТ НИЧЕГО ПЛОХОГО! Бог не увидел в нем неправды, не увидел зла. Почему же некоторые христиане видят? Или они не доверяют Богу?

Я вижу все, что Лаван делает с тобою

И вот Иаков прибывает в Месопотамию к своему будущему тестю Лавану, у которого есть две дочери — Лия и Рахиль. Иаков влюбился в Рахиль и согласился отработать за нее семь лет. Когда же пришло время, то Лаван обманом выдает за Иакова Лию, мотивируя свой поступок так: “в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей” (Быт.29:26). Поэтому за Рахиль Иакову пришлось отработать ещё семь лет. Что двигало Лаваном? Забота о старшей дочери? Нажива? Ведь Иаков как хороший и честный пастух отработал бесплатно на Лавана аж 14 лет за двух жен! Видимо последний мотив преобладал над заботой о близорукой дочери, так как только таким способом Лаван мог удержать у себя отличного пастуха еще на 7 лет. Последующие поступки Лавана подтверждают именно это предположение, когда он многократно менял награду Иакову в расчетах с ним, пытаясь обмануть Божьего избранника. Многие комментаторы в этих событиях усматривают своеобразную месть судьбы: «Иаков обманом взял благословение, а теперь его самого обманули. Что посеял, то и пожал». Но такой ход мысли здесь неуместен. Не зря существует логическая поговорка “после этого — не значит вследствие этого”. Между поступком Иакова и поступками Лавана нет жесткой причинно-следственной связи. Лаван обманывал Иакова, т.к им двигало чувство наживы. (Обманутой, кстати, оказалась и Рахиль. А она в чем виновата?)
Вообще, праведники всегда терпели притеснения от грешников. Далеко за примером ходить не надо. Терпел притеснения от язычников отец Иакова Исаак, когда ему постоянно засыпали колодцы землей, а когда он находил и выкапывал новые, то соседние племена претендовали и на них, говоря: “наша вода” (Быт.26:20). Но с Исааком был Бог, и этот праведник из этих непростых ситуаций вышел победителем. Так было и с его сыном Иаковом. Обман с женой нисколько не повредил этому праведнику. Две жены и две служанки родили ему 12 сыновей — будущих 12 патриархов колен Израилевых. Сколько ни пытался Лаван обмануть Иакова, “держащий за пятку соперников”, все равно вышел победителем, т.к. с ним был Бог: “Я вижу все, что Лаван делает с тобою” (Быт.31:12). В итоге Бог отнял скот у Лавана и отдал Иакову: “И сделался этот человек (Иаков) весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота, и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов.” (Быт.30:43) Когда Иаков по слову Господа ушел со всем своим имуществом на свою родину, то Лаван погнался за зятем отнюдь не с добрым намерением. И опять Бог вступается за Иакова и защищает этого праведника от обозленного тестя и его завистливой родни. Лаван проговаривается о своем намерении: “Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего…” (Быт.31:29) Да, если бы не Бог, то Лаван обобрал бы до нитки праведного Иакова.

я видел Бога лицем к лицу

По пути домой Иакова ждало еще одно серьезное испытание – встреча с братом Исавом, который когда-то хотел его убить. Иаков посылает брату множество подарков, а Исав движется навстречу с отрядом в четыреста человек. Наш герой в молитве обращается к Богу о защите и получает ответ. Ответ от Бога был очень оригинален. “И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там” (Быт.32:24-29).
Часто Иакова критикуют за случившееся и даже называют «богоборцем». Ай-я-яй, «как же можно бороться с Богом?!» Действительно, Бога надо слушаться, поклоняться Ему, трепетать пред Ним…, а тут Иаков схватился с Самим Господом и не собирается уступать! Вот наглец… Но давайте вникнем в ситуацию и не будем несправедливо осуждать нашего “борца”. Что предшествовало этой “борьбе”? А предшествовало то, что Иаков очень испугался известия, что Исав идет к нему навстречу с четырьмя сотнями воинов! Испуг Иакова обоснован. Такое сопровождение Исава явно говорило о реальной опасности от него исходящей. Восточные люди очень памятливые, поэтому Иаков пытается не только задобрить брата подарками, но еще делит свой караван на два стана: “если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись”. (Быт.32:8) Но главная забота Иакова – это жены и дети, за жизнь которых он опасался больше всего. Особенно любимая Рахиль с Иосифом. “И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд” (Быт.32:22). Представляете, в каком напряжении был Иаков. “И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари” (Быт.32:24) Обратите внимание, что инициатором этой “борьбы” был Бог, а не Иаков. Явно, что ночью Иаков не мог сразу понять Кто перед ним, поэтому и проявляет свой характер борца, но с появлением зари он понимает, Кого он касается и уже борется за благословение: «не отпущу Тебя, пока не благословишь меня”. (Быт.32:26) Фантастика!!! Это какие близкие взаимоотношения надо иметь с Богом, чтобы позволить себе такое?! В ответ Бог благосклонно меняет имя Иакову на Израиль и благословляет его. И если раньше, по пути в Месопотамию Иаков удостоился видеть Бога только стоящим на ступенях лестницы, верх которой касался неба, то теперь он удостоился видеть Бога очень близко, — «я видел Бога лицем к лицу» (Быт.32:30). На это смиренный Иаков явно не рассчитывал. Он не ожидал этого подарка, от которого «дух захватывает» поэтому и говорит: «и сохранилась душа моя”. Получается, он просил о меньшем — о защите от Исава, а получил большее. “И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя”. (Быт.32:30). «Пенуэл» — лицо Бога. В этой встрече–борьбе нам открывается особое благоволение Бога к Иакову. Бог удостоил видеть Себя очень близко – «лицем к лицу». Это удел только избранных. Например, таких как Моисей, лицо которого засияло лучами от близкого общения с Богом: “если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, — он верен во всем дому Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?” (Чис.12:6-9) Лицезреть Бога – это высшая награда Творца человеку, это абсолютное признание от Бога, а вся эта «борьба» – лишь внешний антураж, прелюдия к лицезрению Бога и благословению новым именем: «И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.» (Быт.32:28) Как некогда Бог поменял своему избраннику Авраму имя на — Авраам. Внешне – игра слов, но в этой небольшой добавке заложен глубинный смысл. Был «хороший отец», а стал «отец множества». Там Бог «обыгрывает» тему потомства, ведь Авраам был на тот момент бездетным и хотел сына — наследника. В нашем же случае таким необычным способом Бог «обыгрывает» тему борьбы. Был “борец” Иаков, стал Израиль – тот, кто боролся и удостоился ОБНЯТЬ Бога и ВИДЕТЬ ЕГО ЛИЦЕМ К ЛИЦУ, поэтому такой способ “увидеться” с Иаковом избрал Всевышний. Главный смысл этой встречи с Богом — не борьба (хотя это был реальный контакт и не сон, т.к. Иаков после этой «борьбы» шел, хромая), а лицезрение Всемогущего Бога.
Это событие можно сравнить с очень дорогой картиной, обрамленной в резную рамку. Рамка — это борьба. Полотно же, на котором изображена картина, которое и составляет главную ценность, есть лицезрение Бога. Всегда ценится картина, сам рисунок, а не рамка. Это было бы большой глупостью за шедевр принять рамку и не обратить внимание на творение кисти гениального художника, но почему-то в этой истории некоторые обращают внимание больше на борьбу (рамку), нежели на суть события (саму картину).
Бог планировал создать Свой народ, который будет представлять Его и жить по Его воле. В основание этого государства Господь заложил суперфундамент — лучших людей: Авраама, Исаака и Иакова, создав святую преемственность! Создав святой обычай! Создав святое предание — ходить пред Богом, уповать на Него и побеждать обстоятельства силой Всемогущего. Именно Израиль дал свое, от Бога полученное, имя целому народу. Израиль – это почетный титул от Бога. Израиль – касающийся и видящий Бога. Видящий, в смысле близко ЗНАЮЩИЙ. Израиль – народ ЗНАЮЩИЙ БОГА! Ни Авраам, ни Исаак не передали свое имя народу Божьему. Только Иаков, он же Израиль, удостоился этой чести. И о чудо! На утро Исав при виде Иакова, его жен и детей умиляется и предлагает брату защиту.

Иосиф своею рукою закроет глаза твои

После этих событий Иаков-Израиль мужественно перенес долгую разлуку с любимым сыном Иосифом, думая что уже никогда не увидит его. И в этом случае Бог опять после борьбы вознаградил своего избранника. Израиль не только увидел Иосифа в славе и почете, но и увидел его детей, которых включил в число своих детей, что давало им право на уделы в земле обетованной под своими именами.
Лично я вообще не знаю в Писании другого персонажа, который бы боролся с обстоятельствами от самого рождения до глубокой старости. Боролся и побеждал. Я восхищаюсь Иаковом! Иаков все преодолел, т.к. с ним был Всемогущий Бог! Иаков — это отличный пример для нас, христиан, в уповании на Бога никогда не сдаваться. Верой преодолевать непреодолимое. Верой побеждать там, где другие опускают руки. Верой держаться однажды выбранного пути в Иисусе Христе!

4 КОММЕНТАРИЯ(-ЕВ)

  1. Whats up! Great post! I really enjoy the way you explained ЗАСТУПАЯСЬ ЗА
    ПРАВЕДНИКА. ИАКОВ-ИЗРАИЛЬ..
    At some point I’ve have discovered brilliant piece of content dealing with ЗАСТУПАЯСЬ ЗА ПРАВЕДНИКА.

    ИАКОВ-ИЗРАИЛЬ.! Occasions research are gone for good at this moment.
    Locating, author! You’ve performed a significant project.

    I’m a little bit inexperienced with envy because I can’t pen as good as your.
    Simply writing activity brands everybody scream as well as , pressured
    since i need to have submit plenty merit to today’s enlightening systems .

    But I aspire to communicate the web link for any website
    page Estelle that assists me a quite a bit by the little authoring obstacles.Therefore Investigate about how to utilize copywriting features.
    To research respected business employers I personally use
    them this great site uk essay writing reviews where there are much of a range of in-depth consumer reviews at assorted through the internet
    creating organisations

  2. Приветствую, брат ! Как вы думаете — если Бог ещё в утробе матери разглядел сущность характеров двух братьев, но возлюбил только Иакова, то не склонны ли вы думать о том, что Кальвин был прав в своём предположении о предопределении ?

ВАШ КОММЕНТАРИЙ:

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь