ОБРАЗ

Одним из удивительных качеств человека является наша речь. Этой способностью выражать свои мысли, озвучивая их, нас наделил Создатель. Причем, язык человека настолько многогранен и разнообразен, что способен отражать едва уловимые оттенки многоцветной палитры наших мыслей. У каждой культурно-исторической эпохи свой язык, свой способ передачи мысли. Есть язык дипломатов, не совсем понятный простому человеку, есть молодежный «сленг», да и любой узкой специализации от медицины до юриспруденции присущ «свой язык».
Одним из феноменов речи человека является умение говорить иносказательно, говорить загадками, притчами…Самым известным в мире человеком, который говорил притчами, является Иисус Христос. «Отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира» (Матф.13:35)
Притчи — это фирменный стиль речи Иисуса. Он за свою недолгую проповедническую жизнь сказал множество разнообразных и неподражаемых притч, что подчеркивало Его Божественный талант проповедника. Иисус, чтобы донести до слушавших Его людей Свое Евангелие, использовал предметы, события и жизненные ситуации, которые окружают человека во все времена. Поэтому Его притчи актуальны для восприятия и нам, живущим спустя 20 веков. Притчи, как особый жанр речи мудрых, были известны с древности. Чтобы составлять интересные притчи, требовался недюжинный ум и способности. Чтобы понять притчи, также должна быть проделана внутренняя духовная работа: «чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.»(Прит.1:6)
Однажды Иисус рассказал, пожалуй, самую известную Свою притчу. Это так называемая притча «о блудном сыне». Она записана спутником Павла — Лукой. По всей видимости это одно из самых ярких творений Иисуса как проповедника, которым Он проиллюстрировал Свое Евангелие. В абсолютно жизненной истории Мессия раскрыл не только Свое учение, но и показал, как на Евангелие реагировали некоторые люди. «Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.» (Лук.15:11-32)
Казалось бы, простая и понятная история. Однако эта, пожалуй, самая известная притча Иисуса, многими людьми, считающими себя последователями Христа, к сожалению, не понята, а значит не понято Евангелие.
В этой истории мы видим трех главных героев: Отец и два его сына — младший и старший

отец

С отцом все понятно. Он символизирует собой Бога, принимающего кающегося грешника в свои отеческие объятия, а вот с двумя его сыновьями при толковании этой притчи некоторыми проповедниками, выходит незадача.

МЛАДШИЙ СЫН

Казалось бы, какие могут возникнуть сложности при понимании этого яркого образа, рисующему нам покаяние грешника пред Богом и принятие его в объятия Небесного Отца. Многие проповедники используют этот знаменитый образ в призыве к покаянию. Но почему-то этот образ ассоциируется у них только в отношении к склоняющим колени пред Богом… язычникам!? К приходящим впервые из мира; а когда искренно покается бывший член Церкви, то этот образ «младшего сына» из притчи на него уже не распространяется. Объяснение у таковых учителей простое: «Бывший член церкви знал Христа, а вот тот, к кому обращался Иисус и призывал к покаянию, не знал Его».
Но позвольте. Сын у Бога был только один — Израиль. «Израиль есть сын Мой, первенец Мой» (Исх.4:22). И под сыновьями из этой притчи Иисус разумел именно Израильтян. Для язычников были совсем другие сравнения. Например: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.» (Матф.15:26). Любой Израильтянин знал о Боге Авраама. Закхеи и Магдалины не сразу стали таким какими застал их Иисус. Их с детства учили исполнять заповеди Господа. А дети, как известно, всё впитывают как губки. А потом?.. Потом дети взрослеют и начинают видеть неблаговидные поступки взрослых. Поступки тех, кто их учил одному, а сами поступали по-другому. Вот этим лицемерием и соблазняются некоторые. Таким образом, эти люди и попадают в капкан дьявола. Они годами живут во грехе, хотя в глубине души понимают, что надо бы жить по-другому, однако выйти из этого состояния сами не могут…
И тут на помощь приходит Христос. Он протягивает им руку спасения, рассказывая эту притчу именно для них. Эта притча призвана ободрить грешника, желающего измениться и убедить его, что Бог обязательно примет. Примет, а не накажет. Примет и оденет в «лучшую одежду». Но некоторые не унимаются: «Видите ли, он жил как хотел, грешил… а теперь покаялся и все что ли!? Как с гуся вода! И мы должны его принять и дать ему место рядом с нами?!» И это приходиться слышать от христиан. Слышать от тех, кто считает себя одного духа с Иисусом. Когда кается приходящий из мира, то ему все рады. Ему все улыбаются. В его честь поются гимны и песни, но когда склоняет колени бывший член Церкви, то наступает непонятная звенящая тишина. И часто бывает так, что искренне покаявшегося грешника, конечно, принимают, но принимают уже как человека второго сорта. И если покаявшийся обладает определенными способностями для общественного служения, то вход ему туда, как говорится, «заказан». Иные заранее чувствуют такой прием и соглашаются на роль «работников в доме отца», отказываясь от сыновнего достоинства. Я уж не говорю о многолетних епитимиях и «отлучениях», принятых в известных религиозных сообществах для вернувшихся. И вот теперь мы подошли ко второму сыну из притчи Иисуса.

СТАРШИЙ СЫН

Удивительное дело, но я частенько слышу положительное мнение об этом персонаже. А некоторые прямо заявляют: «Старший сын» — это мы, никуда не уходившие от Бога, в отличие от некоторых…» И действительно, старший сын из притчи никуда не уходил из дома отца, в отличии от своего младшего брата. С блудницами не просаживал имение. Работал и был непритязателен. В общем, кругом положительный. Чем не пример для подражания?
Однако, посмотрите на его реакцию на действия отца, который принял его младшего брата и устроил по этому поводу праздник: «он осердился и не хотел войти» (Лук.15:28). Старший брат так рассержен, что не хочет входить в дом. Он так разгневан, что видеть не хочет вернувшегося младшего брата в новой одежде, подаренной отцом. Не желая входить в дом, старший сын тем самым проявляет неуважение и к отцу. А когда отец выходит и сам лично зовет его, то доселе послушный и непривередливый сынок, вдруг дерзко упрекает его: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Куда разом подевались любовь и уважение к отцу?! Как в один миг испарились положительные качества старшего сына? А может быть их и не было никогда?
Как тут не вспомнить историю Иосифа и его старших братьев. Там отец также подарил своему младшему сыну разноцветную одежду, тем самым выделив его. И какова же была реакция других сыновей? Они, выждав удобный момент, вернули эту же одежду Иакову, вымарав её кровью (прямо намекая ему о смерти того, кому она принадлежала), а Иосифа, чуть не убив, продали в рабство.
Вспоминается и другая история, когда Бог «призрел на Авеля и на дар его», а на старшего Каина — «не призрел». Какова же была реакция обойденного вниманием старшего брата?: «Каин сильно огорчился, и поникло лице его.» (Быт.4:5) Бог пытался успокоить Каина, разговаривая с ним, и удержать его от греха. Однако, обойденный вниманием брат задумал убить конкурента и вразумляющий голос Бога уже не слышал. В удобный момент Каин осуществляет задуманное.
Приходит на память ещё один персонаж из притчи Иисуса о слугах, которым Господин раздал «таланты» («мины»). Там также один персонаж, взявший серебро, (а значит согласившийся служить) по возвращении Господина вдруг начинает дерзко разговаривать с ним. И все негативные чувства, до определённого момента таившиеся в душе «лукавого раба» к Господину, в одну минуту всплывают на поверхность.
Кто этот «старший сын», который по возвращении своего младшего брата не разделяет радостных чувств своего отца? Кто он, оставшийся вне праздника и ликования? Кого имел ввиду Иисус под «старшим сыном», рассказывая, пожалуй, самую прекрасную и известную Свою притчу? Под образом «старшего сына» скрывается Ф А Р И С Е Й, не знающий Бога.

«что высоко у людей, то мерзость пред Богом»

Начало 15-ой главы, где находится эта довольно пространная притча, начинается так: «Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.» (Лук.15:1-3) Именно фарисеи негодовали на Иисуса, который принимал кающихся грешников. Именно этим людям, считавшим себя эталоном благочестия, претило сидеть за одним столом с только что освободившимися от греха Закхеями и Магдалинами. Они постоянно ворчали и осуждали Иисуса и Его учеников. Но за всеми действиями Иисуса стоял Бог и, конкретно, за принятием падших. А кто стоял за недовольством фарисеев? За недовольством фарисеев проглядывали уши дьявола — врага рода человеческого.
Древний змий сквозь пальцы смотрел на особенную набожность фарисеев. Его не особенно беспокоили их посты два раза в неделю. Его не раздражали соблюдение множества религиозных правил типа: «омовение рук, чаш, кружек, котлов и скамей.» (Мар.7:4). Дьявола радовали ревностные фарисеи, которые лучше принесут ещё одного ягнёнка в дар Богу («корван»), чем угостят нуждающихся родителей. А вот когда грешники стали выходить из царства тьмы и греха, выходить по-настоящему, а не поверхностно и лицемерно, тут дьявол забеспокоился. Он забил тревогу и заголосил через своих слуг фарисеев.
Удивительно, как точно Иисус, для иллюстрации реакции фарисеев на Евангелие. использовал возрастную разницу между братьями. Ведь не просто описаны два брата, а чётко поделены на старшего и младшего. Как это часто бывает в семье — младший братишка напакостит, но в силу возраста скрыть это не умеет. А вот старший умней… Он и скрыть свою вину сможет и во всем младшего брата обвинит перед родителями, хотя виноваты оба. А он ни в чём не виноват.
Грех Магдалин и Закхеев был виден всем, и им самим в первую очередь. А вот грех фарисеев был искусно скрыт за шторкой показного религиозного театра. Фарисеи ловко занимались религиозной показухой и в глазах людей выглядели праведными. Но Бог знал их сердца. Не зря Иисус им сказал: «вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лук.16:15)

«они еще более будут преуспевать в нечестии»

Ну что мы всё о фарисеях да о фарисеях из древнего Израиля! Сейчас в Церкви всё по-другому! Все по-новому! По-другому? По-новому? Действительно, в Церкви давно нет уже людей, привязывающих на лоб коробочки с заповедями. Давно след простыл тех, кто соблюдает ритуальные омовения и зациклен на обрезании. Действительно, этих нет, зато появились другие — современные. Ведь фарисейство никуда не делось. Оно и сейчас живо и действенно. «Христос вчера и сегодня и во веки Тот же». (Евр.13:8) И фарисеи во веки те же. Меняются эпохи, на смену одной культуре приходит другая, а фарисейство ловко мимикрирует к любой религиозной обстановке. Фарисейская закваска лицемерия доступна и её можно купить на любом религиозном перекрёстке. Она исправно доставляется к потребителям религиозными купцами из 18-ой главы Откровения Иоанна. Товар ходовой, долго не залёживается. Это о них писал Апостол: «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.» (2Тим.3:5) И ещё: «…ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться.» (2Тим.2:16-17)
Эти дьявольские внутренние войска отравляют жизнь искренних христиан вот уже 20 веков.
Если Евангелие можно сравнить с живой водой, выпив которую люди становятся здоровыми, то учение псевдохристиан больше похоже на жижу, отравленную ложью и лицемерием, которая приносит лишь смерть: «… и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.» (Откр.8:10-11)
Это они, постоянно сопротивляющиеся распространению чистого Учения Христа, и мешающие «Евангельскому судоходству»:
«…и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, … и третья часть судов погибла.» (Откр.8:8-9)
Это они, распространяя свою тьму, не дают Евангельским лучам светить в полную силу для всех людей: «…и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была — так, как и ночи.» (Откр.8:12)
Иисус Христос создал Свою Церковь, живущую по Его заповедям и правилам, а дьявол основал свою лжецерковь, живущую по его заповедям и уставам. О лжецеркве, выдающей себя за истину, хорошо написал Иоанн в своём Апокалипсисе. Лжецерковь изображена в виде города Вавилона и блудницы, сидящей на государственном звере. Церковный Вавилон посылает свои бесчисленные как саранча войска, несущие смерть, «чтобы сразиться с тобою, дочь Сиона». (Иер.6:23)
Множество лжецов-проповедников, используя религиозные реквизиты мошенников, отравляют слушающих их людей: «и изо рта их выходил огонь, дым и сера» (Откр.9:17) Лечить болезни этого религиозного общества бесполезно. Из этого церковного Вавилона необходимо бежать и не оглядываться, подобно праведному Лоту. Бежать к Тому, Кто когда-то исцелил Закхея и Марию Магдалину. Бежать к Воскресшему Иисусу, который и сейчас исцелит любого человека от болезни греха. Нужно только лишь поверить в силу Слова Иисуса! Поверить и попросить Его об этом.
«И не жаждут они в пустынях, чрез которые Он ведет их: Он источает им воду из камня; рассекает скалу, и льются воды.» (Ис.48:21)

ВАШ КОММЕНТАРИЙ:

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь