Учителем от Бога принято считать человека, который верно учит согласно Слова Божия. Важное значение имеет и то, чтобы его правильные слова не расходились с его поступками. Христианский учитель — это важная фигура в церкви. Один из признаков Церкви — наличие учителя от Бога. Такого взрослого и мудрого христианина можно назвать и пророком, и пастырем, и пресвитером, и даже книжником, в хорошем смысле этого слова. Учителей не может быть много по определению:
«И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями;
Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» (1Кор.12:28-30)
Однако, иногда для уяснения некоторых уроков от Бога, мы встречаем других «учителей». Эти «санитары леса» своим поведением, своим поступками очень доходчиво объясняют нам, что есть истина и в каком направлении её искать. Я имею ввиду людей, которых мы встречаем на своём жизненном пути и которых правильнее было бы назвать лжеучителями и лжепастырями.
Мы, заряженные христианской искренностью и ревностью по Богу, встречаясь с такими «делателями», не просто получаем в ответ равнодушие или ленивую отмашку. Мы получаем жёсткий удар «под дых» и нам прямо указывают на дверь. Конечно не сразу нас ставят перед выбором: «вот Бог, а вот порог». С нами работают, нас пытаются исправить «старшие», и только спустя некоторое время, мы слышим в свой адрес окрик или ощущаем на себе холодный взгляд Каина. Сколь веревочка ни вейся —
Всё равно совьёшься в кнут!
Этот церковный кнут оставляет на нашей спине свои особенные следы. Так, на память.
«Много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои» (Пс.128:2)
Все люди разные и они по-разному переживают случившееся. Кто-то быстро оправляется от этой психологической травмы, а кто-то болеет подольше. Однако скоро выясняется, что дверь, через которую нас выставили и через которую мы со вздохом переступили, в конечном счёте оказывается дверью в новую, и самое главное — лучшую жизнь. Это осознаёшь не сразу. Ещё не зажило сердце от свежих ран, ещё ты полон негодования в адрес некоторых. Однако постепенно приходит понимание того, что это было от Бога. И по-другому с нами не могло произойти, если конечно нам не изменить своей совести. А ведь нам это предлагали в обмен на религиозный комфорт.
Оказывается, эти не очень приятные обстоятельства послужили нам на пользу. Бог удивителен! Из маленького мирка мы вышли в большой мир. Мы выплыли из лужи в океан возможностей. Мы встречаем новых людей, мы общаемся с людьми одного духа. Мы независимы и счастливы. Мы словно выпорхнувшие птенцы из гнезда. Оказывается, у нас есть крылья! Оказывается, мы умеем летать! Так мы взрослеем…
………………………….
Для праведного Давида таким «учителем», наставившим его на путь истинный, был не кто иной как его тесть — Саул. Бесноватый Царь Израиля, завидующий и бросающий в своего зятя копья, в порыве неконтролируемого гнева, вынудил сына Иессева бежать куда глаза глядят. У Божьего беглеца с собой не было ни оружия, ни хлеба. Давид вынужден был скитаться по пустыням, горам и лесам. Он постоянно опасался за свою жизнь, так как его в любой момент могли выдать Саулу на расправу. Ему пришлось даже однажды покинуть родину и убежать на чужбину к язычникам, и там поступить на службу к одному из князей Филистимских!
Но! Вокруг Давида постепенно образуется круг настоящих друзей. Это — его команда. Именно в это время он раскрывается как поэт. Лучшие свои псалмы, которыми люди восторгаются до сих пор, он написал именно в это время. Скитания только закалили его характер. Искренность его отношений с Богом прошла лучшую проверку на прочность и получила знак качества на все века как Божий стандарт верности.
Судьба предоставила ему шанс показать свои лучшие качества. Давид должен был заботиться о людях, доверившихся ему. Его команда — его забота. Он «не в службу, а в дружбу», охранял имущество простых Израильтян, защищая их от набегов Филистимлян. Делал он это не по долгу (ведь он не состоял на официальной службе), а по велению сердца.
Он дважды мог отомстить своему обидчику Саулу. Однако Давид дважды поступил в высшей степени благородно, сохранив ему жизнь.
Это потом он будет жить в доме из кедра. Потом он будет восседать на троне, увенчанный короной из чистого золота.
А пока — его палит зной и ночной холод забирается под одежду. Он пьет воду из ручья и спит у костра. Его дом — скалы и лес. Его светильник — солнце и луна. Его рука сжимает рукоять меча, а взор с тревогой всматривается вдаль.
Однако его окружает горстка верных друзей. Но самое главное — с ним Бог! Господь является его самым главным Другом! Бог его отцов — его защита! Сущий — его охрана!
«В тесноте Ты давал мне простор». (Пс.4:2)
Именно в это время Давид на деле познал близость Бога к своему сердцу. С одной стороны, это было время суровых испытаний, с другой — время настоящей дружбы и любви с Господом.
«Псалом Давида. Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:
Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,
подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.
Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня.
Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.
Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.» (Пс.22:1-6)
………………..
Подобное было и с другим праведником. Мир никогда бы не узнал Моисея как величайшего чудотворца, пророка и законодателя, если бы не гнев Фараона.
Весь драматизм ситуации заключался в том, что в дом Египетского Царя Моисей попал трехмесячным ребёнком. Здесь, по сути, его спасли от смерти. Здесь его вырастили, воспитали и дали лучшее по тем временам образование. И даже имя — Моисей, ему дали приёмные родители.
По имени, по культуре, по менталитету и образованию, по человеческой привязанности Моисей был высокопоставленным Египтянином, наслаждающимся жизнью. Однако, по рождению он был потомок Авраама. В жилах его текла Еврейская кровь, о чём он до времени и не догадывался.
Что-то шевельнулось в глубине его сердца, когда он уже в возрасте (40 лет) увидел свой народ. Моисей увидел своих близких родственников. Сын дочери фараона увидел в них себя… И Моисей, обладающий умом, молодостью, красотой и высоким статусом, гарантирующим ему безбедное существование, принимает решение быть со своим страдающим народом. Этот шаг не сулил ему в ближайшей перспективе ничего хорошего. Это порыв сердца. В такие моменты люди не считают: «выгодно — не выгодно». Мы можем только догадываться как это было. Может быть Моисей увидел своих престарелых родителей, живущих в нищете, и те поведали ему кое-что. Возможно он увидел родного брата Аарона и сестру Мариам, и в сердце Моисея «вскипела любовь», как некогда у Иосифа после долгой разлуки, когда он увидел Вениамина.
Ясно одно, Моисей принимает мужественное решение быть с Божьим народом, несмотря ни на что:
«Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,
и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение» (Евр.11:24-25)
Вскоре он убивает Египтянина, который измывался над его соотечественником. Это становится известно Фараону, и Моисей превращается в преступника, на которого объявлена охота.
Моисей вынужден бежать из Египта. Он потерял не только расположение Фараона, который вырастил и воспитал его. Моисей также потерял и своих родственников, которых он так внезапно обрёл. Он оказался совершенно один – вне Египетского сообщества и вне своего народа.
Сказки не получилось. Чуда не произошло. В Мадиамской земле, где он нашёл пристанище, Моисей женится. У него рождаются два сына. Будущий предводитель Израиля, имя которого теперь без благоговения не произносит ни один Израильтянин, живёт обычной жизнью семейного человека. Моисей трудится пастухом в земле чужой и так продолжается довольно долго – сорок лет.
Однако Бог заметил этого образованного смельчака, который был не равнодушен к проблемам своего народа. Чтобы понять, чем дышит и живет Моисей в это время, достаточно обратить внимание на имена, которые он дал своим сыновьям. Эти имена говорят о многом:
«и двух сынов ее, из которых одному имя Гирсам, потому что говорил Моисей: я пришлец в земле чужой;
а другому имя Елиезер, потому что [говорил он] Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от меча фараонова.» (Исх.18:3,4)
Моисей не напрасно находится в земле Мадиамской, куда он попал благодаря разгневанному Фараону. Здесь у него происходит знаменитая встреча «при купине» с Богом Авраама, Исаака и Иакова. Здесь он наделяется необыкновенной силой творить чудеса. Здесь Моисей облекается во власть повелевать стихиям. Здесь он становится одним из величайших служителей для Израиля на все времена:
«И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его
и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев.
И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне.
Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.» (Исх.3:7-10)
……………………
Вообще, любое действие, направленное против праведников, в конечном счёте каким-то образом оборачивается нам на пользу. Хорошо об этом сказал Иосиф, проданный родными братьями в рабство:
«вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» (Быт.50:20)
Вот формула промысла Божия: Бог обращает зло в добро.
Когда последователь Иисуса — Стефан был побит камнями насмерть, то Бог обратил и это зло в добро. Тот, кто сторожил одежды убийц Стефана стал вскоре величайшим Апостолом Павлом.
Когда в Иерусалиме произошло первое гонение на церковь, то христиане вынуждены были рассеяться за пределы Самарии и Иудеи. Бог и это зло обратил в добро. Везде, куда приходили эти рассеявшиеся, они благовествовали Евангелие и таким образом Учение Иисуса всё более и более распространялось по земле. Именно это гонение послужило толчком к проповеди язычникам, что было впервые:
«Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.
И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу». (Деян.11:19-22)
Вместо первозданного Адама, который согрешил и был изгнан из Рая, от которого произошли все люди, Бог дал другого Адама. Человечеству был дан новый Адам — безгрешный Иисус Христос. Все, кто примут Его учение получают новую безгрешную природу через новое рождение от Бога:
«Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные». (1Кор.15:48)
…………………….
Если нас гонят в одном месте, значит мы нужны в другом. Если нас не понимает наше окружение, значит нас ждут новые люди. Нет тех обстоятельств, в нашей жизни, которые могли бы повредить нам. Мы неуязвимы во Христе! Мы никогда не проигрываем с Иисусом! Мы смело восклицаем вместе с апостолом Павлом:
«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.»(Рим.11:33-36)
«Мы неуязвимы во Христе Иисусе!» — эта фраза мне очень нравится!